С 1918 года почтовому ведомству США поручили создать систему воздушного
почтового сообщения. В 1925 году ведомство решило, что различные типы биплана
DH-4, являвшиеся на тот момент основными перевозчиками авиапочты, сильно
износились. Поэтому было принято решение заказать почтовую версию военного
самолета-разведчика Douglas O-2. Эта машина DAM-1 (Douglas Air Mail no.1 -
самолет No.1 фирмы "Douglas" для авиапочты), вскоре название сократили до
M-1,
прошла летные испытания весной 1925 года. Машина имела вдвое большую полезную
нагрузку, чем DH-4, хотя оснащалась все тем же проверенным, легкодоступным и
относительно дешевым мотором Liberty. Биплан M-1 фактически стал простой
переделкой машины O-2 с закрытой алюминиевым колпаком передней кабиной для
образования почтового отделения с доступом через два люка. Пилот сидел в задней
кабине, в которой на O-2 размещался наблюдатель. В ходе испытаний установили
удлиненный коллектор выхлопных газов для их выброса подальше от пилота. M-1
посчитали удачным, но фирма "Douglas" не получила заказов на их серийный выпуск.
Однако с введением авиалиний контрактной авиапочты (САМ) компания "Western Air
Express" (позднее "Western Airlines"), незадолго до этого основанная, все же
заказала шесть почтовых бипланов Douglas. Самолеты с обозначением M-2 отличались
от M-1 главным образом использованием лобового радиатора вместо первоначального
радиатора туннельного типа. Также была введена возможность быстрой переделки
грузового отсека в отсек для перевозки пассажира. За месяц до того, как в апреле
1926 года компания "Western Air Express" открыла авиалинию Лос-Анджелес - Солт-Лейк-Сити, почта США заказала 50 машин версии M-3 для своих основных
маршрутов.
После этого главный инженер компании "Douglas" Дж. Киндлбергер переделал проект
M-3 для увеличения его полезной нагрузки. Главным новшеством в этом биплане,
названном M-4, стало новое удлиненное крыло. На нем также отсутствовал вырез в
задней кромке верхнего крыла, унаследованный от O-2. Почтовое ведомство
потребовало, чтобы из 50 заказанных им самолетов M-3, 40 машин были поставлены в
конфигурации M-4. Один купленный компанией "Western Air Express" M-4 фирма
"Douglas" обозначила M-4A, чтобы отличить его от самолетов, заказанных почтовым
ведомством. В октябре 1925 года компания "National AirTransport" (NAT) взяла в
аренду трассу CAM-8, соединившую Даллас и Чикаго, после чего у нее возникла
необходимость в большом количестве почтовых самолетов. Компания NAT сначала
использовала машины Curtiss Carrier Pigeon. Затем, приобретя важный маршрут,
связывающий Чикаго и Нью-Йорк, она в июле 1926 года купила все 10 бипланов M-3 и
восемь M-4, выставленных на аукцион почтовой службой. С 1 сентября 1927 года NAT
начала их применение. В 1930 году она списала эти машины, заменив их трехмоторными самолетами Ford Trimotor. За три года службы почтовые самолеты Douglas превосходно летали и в самых трудных погодных условиях. Компания NAT
покупала и другие M-4 в ряде мест. Одновременно в ее парке числилось до 24
почтовых самолетов фирмы "Douglas".
Среди самолетов был частный биплан, конфискованный казначейством США при
незаконной контрабанде спиртного с Кубы во Флориду во времена "сухого закона".
Он прославился под именем "Booze Ship". С весны 1928 года бипланы М-3 компании
летали с новыми крыльями увеличенного размаха. Из соображений экономии они были
разработаны и собраны собственным техническим отделом компании. NAT также
переделала один биплан M-4 под звездообразный мотор Pratt & Whitney Hornet С
мощностью 525 л.с. (391 кВт).
Всего собрали 57 почтовых самолетов Douglas, но с появлением самолетов Ford и
других мощных трехмоторных машин их карьере пришел конец. Несколько самолетов
продали частным владельцам, но большую часть сдали на слом. В 1956 году компания
"Western Airlines" на свой 30-летний юбилей восстановила один чудом уцелевший
биплан M-4 с увеличенным размахом крыльев до летного состояния в подлинной
раскраске из красного и серебристого цветов.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
M-4 |
Размах крыла, м |
13.56 |
Длина, м |
8.81 |
Высота, м |
3.07 |
Площадь крыла, м2 |
43.20 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1544 |
нормальная взлетная |
2223 |
Тип двигателя |
1 ПД Liberty 12 |
Мощность, л.с. |
1 х 400 |
Максимальная скорость , км/ч |
225 |
Крейсерская скорость , км/ч |
177 |
Практическая дальность, км |
1125 |
Практический потолок, м |
5030 |
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
до 454 кг почты |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2016
|