Первый пассажирский лайнер Вили Мессершмитта M.20 имел весьма нелегкую судьбу.
Заказанный в начале 1926 года авиакомпанией Deutsche Lufthansa (DLH AG) этот
самолёт должен был эксплуатироваться на линиях средней дальности и перевозить до
10 пассажиров. Изначально конструкция М.20 не несла в себе каких-либо
недостатков, но как только приступили к испытаниям проблемы посыпались как из
рога изобилия. Первый прототип варианта М.20а потерпел аварию в первом же
вылете, едва успев оторваться от земли. Потеря самолёта была не так ужасна, как
смерть его пилота - на М.20а разбился один из лучших летчиков-испытателей
компании Deutsche Lufthansa Ханс Хакмак, что послужило причиной длительной
вражды между Мессершмиттом и будущим министром авиации Германии (а тогда
директором "люфтханзы") Эрхардом Мильхом. Первоначальный заказ на 10 самолётов
был тотчас аннулирован. Разбор этого полета показал, что действительно имела место техническая ошибка,
поэтому инженеры фирмы принялись за работу по модификации самолёта. Второй
опытный образец также принадлежал к варианту М.20а и впервые поднялся в воздух 3
августа 1928 года. Этот самолёт первым получил гражданский регистрационный код
D-1480 и собственное имя "Franken". На этот раз испытания прошли успешно и в
июле 1929 года его передали в эксплуатацию в DLH AG соответственно изменив
регистрационный код сначала на D-UFON, а затем на D-OAQE. При этом стандартный
двигатель BMW VI был заменен на BMW VI Zu, а в апреле 1933 года мотор снова
поменяли на BMW VIu. Эта машина оказалась не редкость живучей. После формального
образования Luftwaffe в 1935 году её передали в состав военной авиации, хотя по
документам этот М.20а числился за компанией Hansa Flugdienst. С 1938 года он
использовался как тренировочный и был потерян в аварии только в 1941 году. Получив одобрительные отзывы о характеристиках улучшенного М.20а руководство DLH
AG смягчилось и приказало возобновить поставки лайнеров. Жизнь остальных
самолётов серии М.20 сложилась следующим образом:
Модификация |
Заводской номер |
Регистрационный код и название |
Строевая карьера |
М.20a |
421 |
D-1676, D-UDAL, D-OFYZ, "Schwaben". |
В июне 1929 года передан
DLH AG. В 1935
году продан RLM,
с 1938 использовался в Luftwaffe в
качестве тренировочного. Уничтожен в 1943
году. |
М.20b |
442 |
D-1928, "Rheinpfalz". |
Первый полет – 2 мая 1929 года.
Передан Deutsche
Lufthansa в июле 1930 года. 14 апреля 1931 года потерпел
аварию близ Рехлина. Погибли 2 члена
экипажа. |
М.20b |
443 |
D-1930, "Lechfeld". |
Передан компании
DVS GmbH в сентябре 1930 года. Спустя
месяц этот самолёт разбился врезавшись в холм у г.Дрезден.
Погибли два пилота и 6 пассажиров. |
М.20b2 |
540 |
D-2005, D-UNAH, "Odenwald" |
Передан Deutsche Lufthansa
в марте 1931 года. 27 апреля самолёт потерпел аварию у Киля и
не восстанавливался. |
М.20b2 |
541 |
D-2006, "Spessart". |
Передан
Deutsche Lufthansa в марте 1931 года.
Списан в апреле 1932 года. |
М.20b2 |
542 |
D-2025, D-UKUM, "Westerwald". |
Передан
Deutsche Lufthansa в марте 1931 года. С
1938 года использовался в Luftwaffe в
качестве тренировочного самолёта. Уничтожен в
1942 г. |
М.20b2 |
543 |
D-2026, D-UREK, "Schwarzwald". |
Передан
Deutsche Lufthansa в марте 1931 года. С
1938 года использовался в Luftwaffe в
качестве тренировочного самолёта. Уничтожен в 1942 г. |
М.20b2 |
544 |
D-2285, D-UVOK, D-OAAD, "Sauerland". |
Передан
Deutsche Lufthansa в марте 1931 года. С
1938 года использовался в Luftwaffe в
качестве тренировочного самолёта. Уничтожен в
1942 г. |
М.20b2 |
545 |
D-2290, D-UXYN. "Flaming". |
Передан
Deutsche Lufthansa в сентябре 1936 года.
Разбился 14 июня 1937 года близ Хальберштадта. |
М.20b2 |
546 |
D-2341, D-UKIP, "Harz". |
В сентябре 1932 года
передан Deutsche Lufthansa. Затем
продан бразильской авиакомпании
VARIG, где эксплуатировался с 1937 по 1948
гг. включительно. |
М.20b2 |
547 |
D-2349,D-UMOK,D-OFOT,
"Rhan". |
Передан
Deutsche Lufthansa в сентябре 1932 года. С
1939 года использовался в Luftwaffe в
качестве тренировочного самолёта. Уничтожен в 1942 г. |
М.20b2 |
548 |
D-2352, D-UJAR, "Eifel". |
Передан
Deutsche Lufthansa в октябре 1932 года. С
1939 года использовался в Luftwaffe в
качестве тренировочного самолёта. Уничтожен в 1943 г. |
М.20b2 |
549 |
D-2359, D-UHEN, D-OCIR, "Hunsrack". |
Передан
Deutsche Lufthansa в ноябре 1932 года. С
1939 года использовался в Luftwaffe в
качестве тренировочного самолёта. Уничтожен в 1941 г. |
Из приведенной таблицы видно, что только пяти самолётам
не довелось дожить до начала войны, при этом период эксплуатации остальных
М.20 составил не менее шести лет. Есть также информация о том, что один
самолёт был передан ВВС Венгрии и также использовался ими как
вспомогательный и тренировочный примерно до 1942 года.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
M-20b |
Размах крыла, м |
25.50 |
Длина, м |
15.90 |
Высота, м |
4.80 |
Площадь крыла, м2 |
65.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2800 |
нормальная взлетная |
4600 |
Тип двигателя |
1 ПД
BMW VI |
Мощность, л.с. |
1 х
500 |
Максимальная скорость , км/ч |
205 |
Крейсерская скорость , км/ч |
165 |
Практическая дальность, км |
1000 |
Практический потолок, м |
4000 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка:: |
8-10 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2016
|