В конце 30-х годов для местных воздушных линий, в дополнение к уже зарекомендовавшим себя в эксплуатации легким двухместным У-2 и трехместным амфибиям Ш-2, потребовались и более крупные самолеты, способные брать 4-6 пассажиров или до 400-500 кг груза, производить посадку и взлетать с малых аэродромов и с небольших рек и озер. Такой самолет-амфибию под двигатель МГ-31Ф в 330 л. с. было поручено разработать группе ленинградских конструкторов. В декабре 1939 года в Ленинградских авиаремонтных мастерских Аэрофлота закончилась постройка самолета
МА-1 (местная амфибия, первая), сконструированного инженерами Виктором Яковлевичем Крыловым и Владимиром Федоровичем Рентелем.
Самолет МА-1 - однореданная летающая лодка высокоплан с крылом типа "чайка", с подкрыльевыми поплавками и тянущей установкой двигателя. Конструкция деревянная. Каркас корпуса лодки - сосна, обшивка - фанера толщиной 3 мм на бортах и палубе и 5 мм на редане, оклеенная полотном на аэролаке. Шпангоуты рамные, в бортах диагональные раскосы, борта плоские. Переборки в лодке лишь немного выше ватерлинии. Центроплан - одно целое с лодкой, с углом "чайки" в 30 градусов.
Крыло площадью 29,6 квадратных метров двухлонжеронное с фанерной обшивкой (2 мм) на половине размаха консолей и на концах (1,5 мм) консолей (нервюры 9-20). Элероны - с коробчатым носком- лонжероном, без раскосных нервюр. Закрылки своеобразной конструкции - фанерные, на довольно длинных кронштейнах, опускаемые на угол 60 градусов с увеличением при этом площади крыла, без щели, очень эффективные. Стабилизатор - двухлонжеронный с фанерной обшивкой.
Шасси были оригинальной схемы, небольших размеров, с малыми длинами и плечами его стержней, очень компактное и легкое Поднятые колеса шасси прилегали к бортам лодки, за колесами были наружные обтекатели на бортах. Костыль под ахтерштевнем лодки убираемый. Привод уборки шасси пневманический, как и привод опускания закрылков. Зимой колеса заменялись лыжами.
Управление самолетом двойное, смешанное.
Вес пустого самолета - 1400 кг, взлетный - 2200 кг.
Зимой 1939-1940 гг. летчик А.В.Кржижевский начал испытания МА-1. Первоначально полеты производились с заснеженного аэродрома на лыжах, без подкрыльных поплавков. Весной испытания были продолжены в Гребном порту Ленинграда. Они, как и зимние, прошли удачно. Летные данные были очень хорошие.
В дальнейшем на МА-1 было выполнено несколько перелетов. С коммерческой нагрузкой в 450 кг (4 пассажира и 130 кг груза) самолет развивал скорость до 210 км/час, набирая высоту свыше 4 тыс. м.
Интересно, что МА-1 и Ш-7 строились совершенно независимо.
4 октября 1940 года МА-1 и Ш-7 одновременно демонстрировались руководству в полетах и посадках у Химкинского речного вокзала. МА-1 летала немного лучше, показав преимущество в посадочной скорости и в скороподъемности, но при выходе из воды на спуск в ней деформировалось и подогнулось шасси и проломилось днище лодки, что показало недостаточную местную прочность.
Дальнейшей работе над самолетом помешала война.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
МА-1 |
Размах крыла, м |
14.00 |
Длина самолета, м |
11.82 |
Высота самолета, м |
2.86 |
Площадь крыла,м2 |
29.60 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1400 |
максимальная взлетная |
2200 |
Тип двигателя |
1 ПД МГ-31Ф |
Мощность, л.с. |
1 х 330 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
у земли |
210 |
на высоте |
204 |
Крейсерская скорость, км/ч |
196 |
Практическая дальность, км |
1200 |
Практический потолок, м |
4300 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
4 пассажиров и 130 кг груза |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Схемы:
|
Уголок неба. 2022
|