В конструкцию Lockheed Model 10, были заложены большие резервы. Это позволило
создать на её базе ряд других моделей. В 1936 свет увидела шестиместная Model 12
Electra Junior. В начале 1937 под руководством Келли Джонсона и Холла Хиббарда (Hall
Livingstone Hibbard, 1903 - 1996) началась разработка четырнадцатиместного
самолёта для магистральных линий. Model 14 Super Electra должна была составить
конкуренцию лучшим авиалайнерам тех лет - Douglas DC-2 и и DC-3. Добиться такой
же производительности, как у DC-3, разработчики собирались за счёт более высокой
крейсерской скорости. Для этого на "Супер Электру" установили короткое крыло и
мощные двигатели Pratt & Whitney Hornet S1E-G. Для уменьшения посадочной
скорости крыло оснастили выдвижными щитками (т.н. "закрылками Фаулера"). Для
удобства пассажиров размеры салона увеличили, что повлекло рост длины и диаметра
фюзеляжа.
Ни нехватка денег, ни загруженность другими проектами (такими как истребителя
P-38 Lightning) не повлияли на темпы работ. Прототип (зав. номер 1401), имевший
бортовой номер X17382, впервые взлетел уже 29 июля 1937. В воздух его поднял
шеф-пилот фирмы Lockheed Маршал Хидл (Marshall Headle). Испытания прошли без
проблем. Единственно, на что жаловались испытатели - слишком резкий взлёт и
посадка (резкий по понятиям тех времён). Уже 15 ноября 1937 машина получила
сертификат лётной годности № 657. К тому времени было развернуто серийное
производство.
Первым заказчиком L14 была авиакомпания Northwest Airlines. Начало поставок -
октябрь 1937. Были заказы и от других американских операторов. На пользу
авиалайнеру пошёл кругосветный перелёт, совершённый миллиардером Говардом
Хьюзом. С 10 по 14 июля 1938 на самолёте L14N-2 (бортовой NX18973) он преодолел
маршрут Нью-Йорк - Париж - Москва - Омск - Якутск - Файрбэнкс - Миннеаполис -
Нью-Йорк. За 3 суток 19 часов и 8 минут Хьюз пролетел 23799 километров со
средней скоростью 331,45 км/час. Однако три катастрофы, произошедшие в том же
1938 году, отпугнули многих потенциальных заказчиков из США. Зато в Австралии,
Канады, Японии, странах Европы и Латинской Америки L14 пользовался спросом.
Шестёрка крупнейших иностранных авиакомпаний приобрела 81 самолёт.
"Супер Электра" заметно превосходила L10 и L12 по техническим и по экономическим
параметрам. Так здесь впервые (на авиалайнере) были установлены выдвижные щитки.
Это обеспечивало высокие лётные характеристики в широком диапазоне скоростей.
Пассажирам понравился более просторный салон. Теперь они могли ходить по
самолёту не нагибаясь и не спотыкаясь о порог, образуемый лонжероном крыла.
Всего с июля 1937 по июнь 1940 фирмой Lockheed было изготовлено 112 самолётов
модели L14. Первой в серийное производство пошла модификация L14H - изготовлено
девятнадцать машин. Затем выпустили тридцать два L14H-2. Между собой эти версии
отличались различными типами двигателей Pratt & Whitney Hornet. На экспорт шли
варианты L14WF-62 и L14WG-3B. Эти самолёты оснащались двигателями Wright Cyclone
SGR-1820-F62. Ещё были построены четыре машины для частных заказчиков.
Быстроходные версии L14N, L14N-2, L14N-3 имели двигатели Wright Cyclone серии G.
Один L14N-2 приобрёл Говард Хьюз для уже упомянутого перелёта.
"Супер Электры" делали по лицензии и японцы. В Стране Восходящего Солнца в 1940
- 1942 их было выпущено больше, чем на родине - 119. Фирма Tachikawa Hikoki
изготовила 64 самолёта L14LO. Ещё 55 машин по сублицензии выпустила компания Kawasaki Hikoki. Часть этих самолётов поступила в гражданскую авиацию, остальные
поставлены армии под обозначением Ki-56. Машины японского производства были
оснащены двигателями Mitsubishi Ha-26-I мощностью 900 л.с.
Как мы видим, авиаланйеров марки "Супер Электра" было выпущено гораздо меньше,
чем DC-3. На это повлияли следующие причины. Во-первых, самолёт Локхида не смог
превзойти основного конкурента по производительности. Оставив DC-2 позади по
всем показателям, "Дакоте" L14 уступал - и по комфорту и по экономическим
характеристикам. В данном конкретном случае ставка на более высокую скорость
оказалась неоправданной. Во-вторых, продажи "Супер Электры" начались на год
позже DC-3. Понятно, что многие потенциальные клиенты, прежде всего в США, ушли
к Дональду Дугласу. Отпугнули операторов и частые катастрофы в начальный период
эксплуатации.
Тем не менее, локхидовская модель No. 14 не была машиной коммерчески неудачной.
Помимо авиакомпаний интерес к самолёту проявили ВВС ряда стран. Первыми были
англичане. В 1938 по заказу RAF была разработана модификация с остеклённым
носом, более мощными двигателями и т.п. Доработанная машина получила название
Hudson. Кроме перевозки личного состава и грузов самолёт был способен выполнять
функции бомбардировщика, разведчика и противолодочного самолёта. Всего для
военных ведомств ряда стран в 1938 - 1943 был выпущен 2941 Hudson - машина имела
полтора десятка версий. На сайте, посвящённом гражданской авиации, об этой
модификации можно было бы и не вспоминать, если бы не одно обстоятельство. По
окончании Второй Мировой войны ряд уцелевших "Гудзонов" были проданы
авиакомпаниям. Демобилизованные машины получили наименование L214 - L414.
Конструкция
Цельнометаллический двухмоторный свободнонесущий среднеплан двухкилевой схемы с
гладкой работающей обшивкой и убирающимся шасси.
Фюзеляж - корпус круглого сечения, типа монокок. Обшивка работающая, из лёгких
алюминиевых сплавов. В передней части багажный отсек, затем закрытая двухместная
пилотская кабина. За ней пассажирский салон на 10 или 14 человек. В каждом ряду
по два кресла, установленных по бортам, между ними проход. В варианте
10-местного салона, позади пассажирских мест имеется туалет.
Крыло - свободнонесущее с элеронами и закрылками Фаулера. Профиль Clark Y.
Обшивка работающая, из лёгких алюминиевых сплавов. Привод закрылков
электрический.
Двигатель - два поршневых двигателя в мотогондолах в передней кромке крыла.
Закрыты капотом NACA. В зависимости от модификации устанавливались следующие
двигатели:
- Mitsubishi Kinsei Ha-26-I - 820 л.с./ 604 кВт - 14-ти цилиндровый двухрядный
звёздообразный карбюраторный воздушного охлаждения (самолёты японского
производства)
- Pratt & Whitney Hornet S1E-G - 744 л.с./ 551 кВт - 9-ти цилиндровый
звёздообразный карбюраторный воздушного охлаждения (прототип, L14H),
- Pratt & Whitney Hornet S2E-G - 868 л.с./ 643 кВт - 9-ти цилиндровый
звёздообразный карбюраторный воздушного охлаждения (L14H-2)
- Pratt & Whitney Twin Wasp S1C3-G - 1190 л.с./ 882 кВт - 14-ти цилиндровый
двухрядный звёздообразный карбюраторный воздушного охлаждения (L14H-2
авиакомпании Trans Canada Airlines)
- Wright SGR-1820-F62 Cyclone - 760/900 л.с./ 559-661 кВт - 9-ти цилиндровый
звёздообразный воздушного охлаждения (L14WF-62)
- Wright GR-1820-G3B Cyclone - 900-840 л.с./ 666 - 622 кВт - 9-ти цилиндровый
звёздообразный карбюраторный воздушного охлаждения (L14WG-3B)
- Wright GR-1820-G102 Cyclone - 1100 - 900 л.с./ 815 -666 кВт - 9-ти цилиндровый
звёздообразный карбюраторный воздушного охлаждения (L14N-2 Говарда Хьюза)
- Wright GR-1820-G105 Cyclone - л.с./ кВт - 9-ти цилиндровый звёздообразный
карбюраторный воздушного охлаждения (L14N)
- Wright GR-1820-G205A Cyclone - 1200 л.с. / 888 квт - 9-ти цилиндровый
звёздообразный карбюраторный воздушного охлаждения (Hudson)
Винт Hamilton Standard трёхлопастный, металлический. Запуск двигателя с помощью
стартера.
Оперение - двухкилевое, классической схемы. Стабилизаторы свободнонесущие.
Шасси - двухстоечное, убираемое с неубираемым поворотным хвостовым колесом.
Стойки убираются в мотогодолы.
Системы - пневматическая противообледенительная система.