В 1934 году директор компании Aeroput A.D. (Аеропут, Друштво за ваздушни саобраћај А. Д. Аеропут
- национальная авиакомпания Югославии) и авиационный инженер Миленко
Митрович-Спирта (Milenko Mitrović-Spirta) приступил к разработке
двухмоторного пассажирского самолёта, предназначенного для эксплуатации на
местных авиалиниях малой протяженности, а также для использования в качестве
курьерского самолёта. Проектом предусматривался салон на четыре человека,
размещаемый в центральной гондоле. Мотогондолы являлись продолжением хвостовых
балок, в них размещались два радиальных двигателя Pobjoy "Niagara" и неубираемое
шасси. Конструкция самолёта была цельнодеревянной.
Макет самолёта
MMS-3
впервые представили на международной выставке в Париже в
1934 году, одновременно начав строительство первого прототипа. Опытный образец
был готов в конце 1935 г. и поступил на испытания в январе 1936 г. Испытания,
которые проводил пилот Владимир Стрижевский, подтвердили высокие пилотажные
показатели MMS-3.
Летом 1936 года самолёт получил сертификат летной годности (регистрационный
номер YU-SAR) и поступил в эксплуатацию на линии внутри Югославии, однако уже 15
сентября MMS-3 потерпел аварию. Совершая перелет по маршруту Белград-Скопье у
машины вышел из строя один двигатель и летчику Родолюбу Миловановичу пришлось
совершить вынужденную посадку. Самолёт получил легкие повреждения, но оставался
в ремонте до начала следующего года. Коммерческие рейсы MMS-3 совершал до конца
1939 года, налетав за это время 246 часов (1937 году 65 часов, в 1938 году - 79
часов, в 1939 году - 102 часов.). В 1940-ом MMS-3 испытывался с носовым колесом
в интересах проектируемого легкого бомбардировщика Nemi.
Год спустя, в связи с осложнившейся обстановкой в Европе MMS-3 передали в
распоряжение 603-й вспомогательной эскадрильи Югославских ВВС (JKRV), где он
использовался по прямому назначению. По некоторым данным, в апреле 1941 года его
уничтожил собственный экипаж, чтобы избежать захвата самолёта немцами.
Кроме курьерских целей MMS-3 решили приспособить для выполнения боевых задач. В
течении 1940-1941 гг. конструкторская бригада инженера Митровича работала над
проектом легкого бомбардировщика NEMI, который в целом повторял конструкцию
MMS-3, но оснащался трехстоечным шасси с носовым колесом.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
MMS-3 |
Размах крыла, м |
11.56 |
Длина, м |
7.42 |
Высота, м |
2.25 |
Площадь крыла, м2 |
16.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
600 |
нормальная взлетная |
1030 |
Тип двигателя |
2 ПД
Pobjoy Niagara |
Мощность, л.с. |
2 х 90 |
Максимальная скорость , км/ч |
235 |
Крейсерская скорость , км/ч |
215 |
Практическая дальность, км |
600 |
Практический потолок, м |
6000 |
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
3 пассажира |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2023
|