В конце 20-х годов Авиационное бюро Департамента коммуникаций Японии
выступило с предложением финансировать конкурсную разработку отечественного
транспортно-пассажирского самолета для эксплуатации на линиях только что
основанной компании Nihon Koku Yuso KK. Для этого предложения поучаствовать в
конкурсе было разослано в три ведущие авиастроительные компании Японии -
авиакомпании Mitsubishi, Nakajima и Aichi. Первая представила переработку
палубного торпедоносца Тип 13 (B1M) – классического биплана под обозначением
МС-1. Фирма Аичи воспользовалась услугами немецкого конструктора Эрнста Хейнкеля,
и на основе его поплавкового разведчика HD-25 построила свой вариант "сухопутного" транспортного самолета АВ-1.
Изыскания Накадзимы реализовались в проекте N-36, имевшим в прототипе
французские проекты.
В 1927 году Kimihei Nakajima сын основателя компании как раз вернулся из
Франции, где высоко оценил французские транспортные машины Breguet 26 и Breguet
28. На основе этих конструкций и создавался собственный конкурсный проект фирмы.
Кроме того, использовались элементы конструкции разведчиков Breguet 19 и Breguet
В-6. В качестве силовой установки использован лицензионный 9-цилиндровый
радиальный двигатель Nakajima-Bristol Jupiter VI мощностью 450 л.с. с деревянным
двухлопастным винтом постоянного шага.
Первый прототип N-36 был готов в мае 1928 и 3-го мая поднялся в свой первый
полет. За штурвалом его сидел Каничиро Като (Kan-ichiro Kato). В апреле 1929
года в воздух поднялся второй прототип.
Фирма возлагала большие надежды на свой новый самолет, который представлял собой аэродинамически чистый цельнометаллический биплан с полотняной обшивкой. В
конструкции бипланной коробки удалось избежать традиционного набора стоек и
расчалок. Верхнее и нижнее крылья крепились к силовому набору фюзеляжа и все
ограничивалось лишь единственной стойкой между консолями. В носовой части
фюзеляжа располагалась закрытая двухместная кабина, а в хвостовой достаточно
просторный пассажирский салон на 6 человек с большой площадью остекления.
Два выпущенных прототипа N-36 получили гражданские регистрационные номера J-BAKB и J-BAYO и некоторое время использовались в качестве транспортных и
учебных на аэродромах Тачикава и Ханеда.
Однако, не смотря на довольно прогрессивную конструкцию, динамические данные
новой машины оказались не на высоте. Фирма попыталась провести комплексную
модернизацию второго прототипа, но не преуспела в этом. В добавок, в ходе
испытательных полетов вскоре потерпел аварию и был разбит второй прототип.
Победителем был объявлен проект Аичи, который, впрочем, также был в конце концов
отвергнут в пользу лицензионного выпуска голландского транспортного самолета Fokker
"Super Universal".
(c) Евгений Аранов