Piaggio P.23M был прототипом коммерческого транспортного самолета,
предназначенного для трансокеанских рейсов в Северной Атлантике. Если бы его
летные испытания прошли успешно, то, возможно, появилась бы возможность
разработать уникальный самолет для регулярных пассажирских рейсов через океан.
P.23M, разработанный авиаконструктором Джованни Пенья в 1934 году, был частично
вдохновлен прототипом бомбардировщика Piaggio P.16, также созданным сеньором
Пенья. 31 мая 1934 года итальянским министерством авиации были заказаны два
Piaggio P.23M, получившие номера военного регистра MM 263 и MM 264.
P.23M был четырехмоторным цельнометаллическим самолетом с двухкилевым хвостовым
оперением. В нижней части аэродинамически чистого фюзеляжа был расположен киль
подобный тем, что были у летающих лодок. Еще одним сходством с морскими
самолетами была водонепроницаемость нижней части фюзеляжа. Хотя самолет не
предназначался для действий с водной поверхности, данные конструктивные меры
были направлены на обеспечение безопасности в случае вынужденной посадки на воду
и были отражены в названии самолета, получившего букву "M" (Marino - морской).
Консоли крыла P.23M были полуподкосными и так же как и у P.16, были типа
"обратная чайка". Каждая консоль, поддерживавшаяся тремя стойками, несла
моторную гондолу с установленными тандемно двумя двигателями Isotta-Fraschini
Asso XI R: передний мотор вращал тянущий винт, а задний - толкающий. В каждой
моторной гондоле размещались радиаторы для соответствующей пары двигателей и
ниша для убирающейся основной стойки шасси.
Двигатели Asso XI R были двенадцатицилиндровыми V-образными с диаметром
цилиндров 146 мм (5,75 дюймов) и ходом поршня 160 мм (6,30 дюймов). Общий
рабочий объем двигателя составлял 32,1 литра (1962 дйм³), а сам мотор развивал
мощность 900 л.с. (671 кВт).
Первый полет Piaggio P.23M состоялся 25 октября 1935 года в Вилланова-д'Альбенга
(Villanova d’Albenga), пров. Савона, обл. Лигурия. К огромному сожалению в этом
полете произошло что-то непоправимое. Самолет разбился, и оба летчика-испытателя
- Кьяччи (Ciacci) и Риссо (Risso) - погибли.
Хотя точная причина крушения не была известна, она могла возникнуть из-за
аэродинамического эффекта тандемных двигателей или воздействия на хвостовое
оперение импульсов от винтов. Второй недостроенный P.23M (MM 264) был
преобразован в трехмоторый самолет, после чего он получил новое обозначение -
Piaggio P.23T (Trimotore - трехмоторный).
Дальнейшим развитием конструктивной схемы P.23M стал тяжелый бомбардировщик
Piaggio P.50 I, двигатели которого по-прежнему устанавливались тандемом, но
хвостовое оперение было уже однокилевым. Впоследствии P.50 II имел уже обычную
компоновку: каждый из его четырех двигателей размещался в своей моторной
гондоле.
В конечном итоге от транспортного самолета P.23T отказались и на его базе был
построена новая машина, получившая обозначение P.23R. Несмотря на схожее
обозначение, у P.23R не было почти ничего общего с P.23M. Ни P.23, ни P.50 не
были успешными самолетами, однако они предоставили много ценного опыта,
способствовавшего разработке тяжелого бомбардировщика Второй Мировой войны
Piaggio P.108.
(c) alternathistory.org.ua