Рекламное агентство, выполнявшее заказ компании Piaggio Aero Industries,
сделало проспект, в котором были представлены фотографии крайне интересного
самолета, который в 1930-е годы дал компании Piaggio мировую известность (по
крайней мере в профессионального авиационного сообщества) и который отличался
очень передовыми элементами конструкции (прежде всего это механизация крыла,
позволявшая увеличивать подъемную силу и уменьшить минимальную скорость).
Компания, называвшаяся в те годы Societá Anonima Piaggio & Co, приступила к
производству авиационной техники после начала Первой Мировой войны. Ранее
компания была известна в Италии в качестве поставщика железнодорожных вагонов,
трамваев, катеров и дорожных механизмов (в своей первоначальной деятельности
компания вернулась после окончания Второй Мировой войны и стала известна своими
скутерами). В двадцатые годы компания была известна лицензионным производством
летающих лодок Dornier Wal и двигателей компаний Bristol и Gnome-Rhône. В то
время как ее амбициозный конструктор инженер Джованни Пенья разрабатывал
необычные самолеты (например для участия в гонках на кубок Шнейдера гоночную
летающую лодку P.7) компания Piaggio строила самолеты более привычной
конструкции и в основном по лицензии.
Однако затем компания Piaggio начала изготавливать и самолеты собственной
конструкции. В 1934 году компанией была создана серия прототипов
самолетов-монопланов P.23, среди которых были бомбардировщик, транспортный и
рекордный самолеты. Предшественником этих трех прототипов был Piaggio P.16,
представлявший собой опытный трехмоторный цельнометаллический бомбардировщик с
убирающимися основными стойками шасси. Самым интересным в этой машины было
свободнонесущее крыло в виде сверху имевшее эллиптическую форму, а в виде
спереди благодаря отрицательному поперечному V между фюзеляжем и мотогондолами
крыльевых двигателей образовывало литеру W. По всему размаху крыло было оснащено
двухщелевыми закрылками, дважды искривлявшими профиль крыла относительно
небольшой площади. Внешние части двухщелевых закрылков отклонялись
дифференцированно и использовались в качестве элеронов для поперечного
управления. В дополнение к двухщелевым закрылкам на передней кромке консолей
крыла были установлены автоматические предкрылки. В те годы механизация крыла
самолета компании Piaggio была близка к идеалу, сделав P.16 фактическим
предшественником самолетов укороченного взлета и посадки: также как и у потомков
с УВП у P.16 для увеличения коэффициента подъемной силы было предусмотрено
отклонение воздушного потока.
На основе прототипа P.16 был разработан четырехмоторный (в каждой мотогондоле
размещались по два двигателя – один с тянущим винтом и один с толкающим винтом)
транспортный самолет P.23M с двухкилевым хвостовым оперением. Этот самолет имел
еще одну интересную конструктивную особенность: поскольку он предназначался для
трансатлантических перелетов, то нижняя часть фюзеляжа для обеспечения
безопасной посадки на воду была выполнена в форме лодки. Усилия компании Piaggio,
пользовавшейся финансовой поддержкой режима Муссолини, были весьма значительными
и в том же году этой фирмой были созданы три больших многомоторных
цельнометаллических самолета.
Третьим самолетом был рекордный P.23R. Несмотря на номер типа одинаковый с
номером транспортного P.23M это были совершенно разные машины, общим у которых
была хорошо развитая механизация крыла с предкрылками и комбинированными
закрылками. В отличие от транспортного P.23M крыло рекордного P.23R не имело
излома, было низкорасположенным и его размах составлял 29,40 метров. Для
достижения аэродинамического совершенства конструкторы использовали создававший
низкое сопротивление «сплющенный» длинный фюзеляж (общая длина самолета
составила 23,74 м) с размещением экипажа внутри него. Пилоты должны были
находиться в двух отдельных застекленных «истребительных» кабинах, размещенных в
верхней части фюзеляжа.
Первоначально силовая установка P.23R состояла из трех двенадцатицилиндровых
рядных V-образных двигателей водяного охлаждения Isotta-Fraschini Asso,
развивавших мощность 900 л.с. (616 кВт) и вращавших двухлопастные металлические
винты. В данном варианте самолет совершил свой первый полет в августе 1935 года
и до завершения доводки самолета использовался в качестве тестового.
Для выполнения рекордного полета самолет был оснащен более легкими и более
мощными радиальными четырнадцатицилиндровыми 1000-сильными (735 кВт) двигателями
воздушного охлаждения Piaggio P. XI RC.40, вращавшими трехлопастные винты
регулируемого шага.
30 декабря 1938 года самолет с экипажем из двух пилотов (А. Тонди [A. Tondi] и
Дж. Понтонутти [G. Pontonutti]) и двух механиков установил мировой рекорд
скорости в полете по замкнутому контуру протяженностью 1000 км и 2000 км с
грузом 5000 кг, составивший 403,77 км/ч. В пропагандистских целях в прессе
рекордный самолет P.23R выдавался за несуществующий бомбардировщик P.123.
Компания Piaggio на основе полученного опыта построила прототипы и серию
небольших двухмоторных бомбардировщиков P.32 с хорошо развитой механизацией
крыла и прототип четырехмоторного бомбардировщика P.50, от которого был лишь
один шаг к бомбардировщику P.108, который в годы Второй Мировой войны строился
еще и в варианте транспортного самолета P.108T.
После войны компанией были созданы учебно-тренировочные самолеты P.148, P.149 и
P.150, а также легкие транспортные двухмоторные самолеты: амфибию P.136 и
наземный P.166. Но это было начало совершенно нового этапа истории компании
Piaggio.
(c) alternathistory.org.ua