Среди многочисленных переделок Р-5 в транспортные и пассажирские варианты работа конструктора Рафаэлянца стала
наиболее масштабной и совершенной. Проект изготовления нового фюзеляжа для 4-х пассажиров был предложен весной 1934г. Под впечатлением
"челюскинской" эпопеи Рафаэлянц предлагал использовать такой
самолет, прежде всего в арктических условиях. Нужно сказать, что он оказался абсолютно прав, именно северная специализация задуманного самолета привела к тому, что он вообще состоялся. В апреле 1934
г. конструктор впервые направляет проект ПР-5 руководству ГВФ, Основной идеей проекта являлось создание пассажирского самолета с максимальным использованием деталей серийного Р-5. Новым, по существу,
являлся лишь деревянный монококовый фюзеляж обтекаемой формы. Дело сдвинулось спустя несколько месяцев после поддержки заместителя наркома по военным и морским делам Иосифа Уншлихта, Но главным
обстоятельством благоприятного исхода вопроса явился возникший интерес к самолету у руководства Главсевморпути. 1 августа 1934 г. выходит специальное постановление Совета Народных комиссаров
"О
постройке арктического варианта самолета Р-5". Именно последнее событие ускорило ход работ. Опытный образец ПР-5 построили в ноябре 1934г. Летчик Пионтковский, поднявший машину в воздух 18 ноября, был
весьма доволен ее поведением в воздухе. ПР-5 развивал максимальную скорость 245 км/час, которая значительно превышала скорость рядовых Р-5.
Посмотреть новый самолет прибыл начальник Глансевморпути О.Ю.Шмидт. Осмотром он оказался вполне доволен, Рафаэлянц в
результате стал обладателем роскошной волчьей шубы, подаренной главным северным начальником. Уже тогда было решено, что новый самолет отправится после окончания госиспытаний в дальний почтовый перелет
на остров Диксон. Летчиком в перелет назначили Героя Советского Союза Василия Молокова. Полеты на Диксон случались и ранее, однако, этот должен был положить начало регулярным сообщениям, поэтому ему с
самого начала придавалась значительная пропагандистская окраска. Кроме Молокова и механика Побежимова, в дальний путь отправлялись корреспонденты газет
"Правда" и "Известия" Горбатов и Эль-Регистан.
ПР-5 с бортовым номером СССР Н-70 был тщательно подготовлен к дальнему перелету. Носовую часть машины окрасили в яркий синий цвет, синей была и отделка всей остальной поверхности, покрытой серебристой
краской. Под нижними крыльями подвесили уже известные транспортные контейнеры.
20 февраля 1935 г. Н-70 стартовал с Центрального аэродрома Москвы в направлении на восток. Уже на следующий день
участники перелета отогревались и отдыхали в Омске. Продвижение на север с этого момента становится медленным по причине ухудшения погоды. Лишь 4 марта удалось вылететь из Красноярска, три дня
просидели в Подкаменной Тунгуске. Вылетев на Игарку, еще три дня пережидали метель в поселке Гольчиха. 19 марта, с прояснением вылетели на Диксон. Зимовщики восторженно встречали экипаж, однако
Молоков, не желая упускать погоду, буквально через два часа вылетел с почтой на Дудинку. После совершения промежуточной посадки в поселке Иннокентьевский самолет попал в полосу тумана и заблудился.
Для восстановления ориентировки Молоков решил приземлиться у стоянки оленеводов. После прояснения обстановки решил взлетать. Однако тут счастье изменило ему, самолет попал в оленью яму и сломал лыжу.
Ямы, одна из которых послужила причиной происшествия, выкапывали в твердом снегу олени - в них они прятались от морозов. Затем ямы заносило первой метелью мягким пушистым снегом, и они были совершенно
незаметны. Уже впоследствии, при стартах в местах оленьих стойбищ летчикам указывалось обязательно лично проверять место предполагаемого старта. На помощь Молокову вылетел на обычном Р-5 Н-46 летчик
Головин, который забрал экипаж. Н-70 оставили на месте аварии.
Перелет на Диксон, несмотря на досадную поломку, подтвердил, что ПР-5 подходит для использования в качестве
пассажирской машины. Было принято решение о серийном производстве. Рафаэлянц получил базу для продолжения своих работ в быковских авиаремонтных мастерских. Здесь делали фюзеляжи и соединяли их с
крыльями, шасси и оперением, получаемыми с авиазавода No.1. Авиаремонтные мастерские Московского Территориального Управления ГВФ в Быково существовали с 1931 г., обслуживали в основном сельхозавиацию и
занимались ремонтом У-2. В 1935 г. в Быково освоили ремонт Р-5.
Рафаэлянц, назначенный главным инженером мастерских, продолжал совершенствовать самолет. В серии место пилота
сдвинули вперед на 350мм для получения удовлетворительной центровки. Кроме этого, пилота передвинули на левый борт для улучшения обзора - справа и чуть ниже находилось сиденье бортмеханика. В кабину
экипаж забирался по старинке, через верх, для этого сдвигался фонарь, и откидывались бортовые створки. Четверо пассажиров попадали в кабину через дверь на левом борту, сидели по двое рядом, лицом к
лицу. Пассажирская кабина имела подвод теплого воздуха от коллектора двигателя, была утеплена ватином и обита шелком. Большие окна обеспечивали прекрасный обзор в полете. К дополнительным доработкам в
ПР-5 следует отнести измененное крепление капотов, обтекатели на колесах, зализы на стойках, новое приборное оборудование, посадочную фару.
Первый серийный ПР-5 был испытан летчиком А.С.Шведовским в июле 1936г, Уже спустя короткое время эта машина
эксплуатировалась на линии Улан - Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ - Улан-Батор). Всего построили 200 пассажирских машин типа ПР-5. Значительная часть их применялась в южных областях Советского Союза и
Средней Азии. Некоторые машины в ходе серийной постройки подвергались улучшениям. Было передвинуто вперед на 100мм верхнее крыло и проведен ряд улучшений. Самолет получил обозначение ПР-5бис. Спустя
несколько лет Рафаэлянц заменил бипланную коробку на свободнонесущее, низко
расположенное крыло с полотняной обшивкой. Самолет получил обозначение ПР-12. Что касается мастерских в Быково, то ремонтом Р-5 и двигателей М-17
здесь занимались, вплоть до 1945 г. Предприятие к тому времени получило наименование авиазавода
No.402 гражданской авиации.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
ПР-5 |
Размах крыла, м |
15.56 |
Длина, м |
10.56 |
Высота, м |
3.60 |
Площадь крыла, м2 |
50.20 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2152 |
нормальная взлетная |
3242 |
Тип двигателя |
1 ПД М-17Ф |
Мощность, л.с. |
1 х 715 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
у земли |
233 |
на высоте |
216 |
Крейсерская скорость, км/ч |
196 |
Практическая дальность, км |
1350 |
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
6350 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
4 пассажира |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2018
|