Среди немногочисленных типов гражданских самолетов, спроектированных и
построенных в Советском Союзе в 1930-е годы, особое место занимает двухмоторный
РАФ-11 конструкции А.Н.Рафаэлянца. Потому, прежде всего, что самолетик
создавался в системе "Аэрофлота". Проектировался и строился на основе
накопленного опыта эксплуатации вполне успешного ПР-5. Кроме того, РАФ-11 был
полностью деревянным, и при недостатке в стране металла это стало положительным
моментом, повышающим шансы на его запуск в серийное производство. Однако, как
говорится, не сложилось. И это весьма показательный пример, свидетельствующий,
что перед войной нам было вовсе не до пассажирских самолетов. Рассказ о других
самолетах Арама Назаровича Рафаэлянца, в том числе о биплане ПР-5, мы продолжим
в следующих номерах журнала.
Используя опыт создания ПР-5, в 1937 г. Рафаэлянц приступил к проектированию
небольшого двухмоторного самолета РАФ-11. Он представлял собой 6-местный
низкоплан хороших аэродинамических форм, был оснащен двумя двигателями МГ-31 300
л.с.
Конструкция планера РАФ-11 полностью деревянная. Фюзеляж - полумонокок
обтекаемой формы с обшивкой из березового шпона. Крыло двухлонжеронное, сверху
обшито фанерой вплоть до второго лонжерона, далее - полотно. Двухстоечное
основное шасси убиралось в полете в моторные гондолы при помощи гидросистемы.
Размещение двух членов экипажа в пилотской кабине рядом, управление штурвальное,
сдвоенное. Пассажирский салон в стандартном варианте рассчитан на шесть человек,
оборудован отоплением и вентиляцией. Входная дверь одна, размещена на левом
борту фюзеляжа.
Первый опытный экземпляр РАФ-11 был построен и испытан в 1938 г. 17 августа 1938
г. РАФ-11 2 МГ-31Ф был зарегистрирован как СССР-Л2481 и закреплен за авиазаводом
No.241. Хотя первый экземпляр расценивался как перетяжеленный, в целом РАФ-11
считали неплохим самолетом, поэтому хотели его строить серийно на заводе No.241 в Быково.
12 ноября 1939 г. начальник Главного Управления ГВФ B.C. Молоков (тот самый
Василий Сергеевич, который четыре года назад на самолете ПР-5 СССР-Н70 летал на
Диксон) в своем письме на имя В.М.Молотова и А.И.Микояна осветил некоторые
вопросы Гражданской авиации СССР. Во многом это письмо можно рассматривать как
доклад о достижениях и план предстоящих усовершенствований "Аэрофлота". Нашлось
в этом письме и место самолетам Рафаэлянца, в частности РАФ-11, о котором
сказано было буквально следующее: "Это тип деревянного, двухмоторного самолета для местных линий и коротких участков. Такие самолеты широко применяются за
границей. Нам эти самолеты особо необходимы в окраинных республиках, в горных
условиях, где большие самолеты применить чрезвычайно трудно.
Один экземпляр такого самолета построен и показал неплохие результаты, но
перетяжелен в производстве, и сейчас в облегченном виде строится его дублер.
Серийная постройка предположена на заводе No.241, где в настоящее время этот
самолет заканчивается производством.
Эта машина ценна тем, что будет сделана целиком из дерева. Моторы МГ-31 в
настоящее время осваиваются в эксплуатации и приняты на заводе No.16 для освоения
в серийное производство".
В 1940 г. был построен второй экземпляр (заводской
No.2) двухмоторного
пассажирского самолета А.Н.Рафаэлянца. Внешне он почти не отличался от первого
экземпляра, назывался РАФ-11бис (РАФ-11/2). Был зарегистрирован 25 января 1941 г.
с опознавательным знаком СССР-Л3700. 24 августа 1941 г. самолет был передан для
последующей эксплуатации Наркомзему.
В период Великой Отечественной войны пассажирские РАФы продолжали
эксплуатироваться. В 1943 г. РАФ-11 (неизвестно какой - первый или второй
экземпляр) летал в составе 6-го Отдельного авиаполка ГВФ.