В конце 1920-х открылась восточная авиамагистраль Британской империи. Первую, европейскую, часть трассы обслуживали самолёты Armstrong Whitworth Argosy. Последнюю часть пути - Из
Каира в Британскую Индию, выполняли De Havilland D.H.66. Это были сухопутные самолёты. Чтобы соединить оба отрезка, требовалось пересечь Средиземное море. Тут Imperial Airways решила использовать
гидропланы. Среди главных претендентов на поставку была фирма Shorts Brothers Ltd. Основатели компании - братья Эустас и Освальд Шорт (Eustace and Oswald Short), ещё в конце XIX века проводили опыты с
аэростатами. В 1908 в дело включился третий брат - Горацио. Вместе братья построили первый в мире авиационный завод. Ещё до Первой Мировой войны фирма стала выполнять заказы британского
Адмиралтейства. Так в июле 1914 был создан первый в мире торпедоносец Short Model 184. Затем появился ряд других гидропланов. Первой же на туманном Альбионе Фирма Short освоила выпуск самолётов с
цельнометаллическим корпусом (в 1921 Освальд Шорт даже получил патент на такую конструкцию). Эти достижения были учтены Imperial Airways при выборе поставщика средиземноморских летающих лодок.
Разработкой новой машины - Short S.8, руководил инженер Гудж (Gouge). В основу проекта он положил конструкцию двухмоторного разведчика S.5 Singapore I, показавшего высокую надёжность на
флотской службе. (Достоинства S.5 продемонтстрировал перелёт 1927 года - экипаж Алана Кобхэма пересёк всю Африку, проделав путь в 37015 км.) S.8 имел большие, чем S.5, размеры и три двигателя Bristol
Jupiter XI. Это обеспечивало требуемую полезную нагрузку в 15 пассажиров. Новинкой для британских авиалайнеров был цельнометаллический фюзеляж с работающей обшивкой. Впервые летающая лодка
Соединённого Королевства имела неразъёмные крылья. Прототип G-EBVG был построен в начале 1928. Первый полёт он совершил 21 февраля 1928. В процессе испытаний машина показала способность взлетать и
продолжать полёт с выключенным средним двигателем. В одном из полётов Short S.8 приводнился на Темзе возле Британского Парламента, чтобы депутаты "не отходя от кассы" могли познакомиться с
достоинствами нового авиалайнера.
В августе 1928 началась опытная эксплуатация прототипа в Imperial Airways. Самолёт совершал рейсы в Ливерпуль и другие города Великобритании, летал в Северную Ирландию, на острова в проливе Ла-Манш и
во Францию, причём нередко с пассажирами. Фактически это было продолжение испытаний. Вскоре к первому самолёту присоединился второй - G-EBVH "City of Athens". По окончании испытаний лайнеры вылетели
из Саутгемптона в Геную для работы на линии. Первый рейс из Генуи состоялся в начале апреля 1929. Маршрут пролегал через Рим, Неаполь, о-в Корфу, Афины, Тобрук (Ливия) и заканчивался в египетской
Александрии. (Промежуточные посадки делались для дозаправки.) Таким образом Восточная авиамагистраль Британской империи стала функционировать полностью. Она начиналась в Лондоне, из которого
путешественники вылетали на Argosy. После посадки в Базеле они скорым поездом следовали в Геную. Там пересаживались на Short S.8 Calcutta и следовали в Александрию, где их уже ждал D.H.66,
отправлявшийся в Британскую Индию.
Вскоре к первым "Калькуттам" прибавилась третья (G-AADN "City of Rome"), построенная в марте 1929. Правда, третий самолёт летал недолго. 26 октября 1929, возвращаясь из очередного рейса, он попал в
бурю и вынужден был приводниться возле Специи (недалеко от Генуи). Командир подал сигнал SOS, но спасатели прибыли слишком поздно. Самолёт утонул вместе со всеми четырьмя пассажирами и тремя членами
экипажа. Взамен братья Шорт поставили два новых авиалайнера - G-AASJ "City of Khartum" и G-AATZ "City of Saloniki". Однако вскоре возникли новые проблемы - в ноябре 1929 итальянцы запретили летать
через своё воздушное пространство. Пришлось изменить маршрут. Теперь пассажиры ехали из Парижа на железнодорожном Восточном экспрессе до Салоник, где их ожидали "Калькутты", отправлявшиеся в Африку. В
мае 1931 напряжённость между Италией и Великобританией ослабла - самолёты вернулись в Геную. 17 октября 1931 итальянцы снова закрыли для англичан своё воздушное пространство. Но оставили открытым порт
Бриндизи. Именно сюда теперь ехали поездом пассажиры из Парижа. Прилетев из Бриндизи в Афины, пассажиры следовали на Short S.8 не в Африку, а в Хайфу (Палестина). Это позволило сократить путешествие
из Лондона до Багдада с восьми до шести суток.
В январе 1932 "Калькутты" уступили место на Восточной магистрали новым шортовским машинам, а сами перешли на Африканскую магистраль Александрия - Кейптаун. Они обслуживали первую её часть - из
Александрии в Хартум и далее вдоль Нила и его притоков в порт Кисуму (Кения) на озере Виктория. В процессе эксплуатации авиакомпания сократила число промежуточных дозаправок. Цель - ускорить доставку
пассажиров и почты по назначению. Теперь самолёты нередко садились с почти пустыми баками. Добром это не кончилось. В ночь под новый 1936 год у самолёта G-AASJ топливо закончилось, когда до
Александрии оставались считанные километры. Рухнувшая машина похоронила 14 человек. Лишь один пилот выжил. После этого случая авиалайнеры служили на Африканской магистрали недолго. В 1937 два
оставшихся самолёта (G-EBVG в январе 1937 был безвозвратно повреждён) передали компании Air Service Training Ltd. Там учились летать будущие пилоты Imperial Airways. В качестве "летающих парт" Short
S.8 использовались до полного списания в 1939.
Следует отметить, что производство Short S.8 Calcutta заказом Imperial Airways не ограничилось. Один самолёт был поставлен во Францию. Этот экземпляр (бортовой номер F- AIJB) по официальной версии
должен был пополнить флот авиакомпании Air Union. Реально же его приобрели для изучения конструкции и лётных характеристик. В сентябре 1929 он прошёл серию испытаний, результатами которых
воспользовалась фирма Breguet. В 1931 она разработала самолет Breguet 521 Brizerte, очень похожий на Short S.8. (Затем на его базе французы создали авиалайнер Breguet 530 Saigon, речь о котором
впереди.) В 1930 по заказу Royal Navy был выпущен разведывательный вариант Short S.8/8 Rangoon. Адмиралтейство получило шесть таких машин. Этим же самолётом заинтересовался японский военно-морской
флот. Для Японии фирма Short построила в 1931 один экземпляр. Ещё три машины по лицензии изготовила фирма Kawanishi (эти самолёты получили индекс 90-2 или H3K).
Один экземпляр самолета компания Short
Brothers построила для правительства
Франции. Велись переговоры с компанией
Breguet о предоставлении ей лицензии на
производство. Компания Breguet разработала
из аппарата Калькутта самолет Breguet 521
Brizerte, очень похожий на свой прототип и
разведывательную летающую лодку Breguet
Br-530 Saigon. Кроме того самолёт использовался в британской (Royal Navy) и японской военно-морской авиации
Конструкция. Трёхмоторная летающая лодка-биплан классической схемы смешанной конструкции
Фюзеляж - цельнометаллический с работающей обшивкой. В носовой части открытая кабина для двух пилотов. Позади неё пассажирский салон на 15 человек с плетёными креслами. За ним багажный отсек.
Крыло - бипланная коробка, установленная на хребте фюзеляжа. Каркас металлический Крылья прямоугольные с закруглёнными законцовками.
Двигатель - три двигателя Bristol Jupiter XIF - 540 л.с./ 397 кВт, 9-ти цилиндровые звездообразные, воздушного охлаждения; размещены в гондолах на стойках между крыльями, винты четырёхлопастные.
Оперение - классическое однокилевое. Руль направления на киле и рули высоты на стабилизаторах.
Шасси - двухпоплавковое.
Приборы - бортовая радиостанция.