Строительство коллективом ОКБ-31 последующих опытных самолетов показало, что его успех при создании самолета типа САМ-5 не был случайным. Очередной задачей 0КБ являлось создание легкого
транспортно-пассажирского связного самолета САМ-10 с опытным рядным перевернутым мотором ММ-1 конструкции Бессонова. По своей мощности 220 л. с. и габаритам мотор ММ-1 был близок к французскому
мотору фирмы Рено 6 р1. внедренному у нас в серийное производство под маркой МВ-6. но конструктивно ММ-1 был более совершенным.
Хотя мотор Бессонова оказался значительно лучше однотипного Рено и Джипси. Главк упорно настаивал на применении моторов МВ-6. но так как он еще не был готов в серии, мы добились разрешения
поставить на первый самолет опытный мотор ММ-1, при этом испытывался также и мотор.
Свободнонесущий моноплан с низким расположением крыла САМ-10 имел светлую, хорошо остекленную кабину на шесть человек (летчик и пять пассажиров) с удобными креслами. Крыло профиля Р-11а (ЦАГИ) -
с относительной толщиной профиля в 12 процентов позволяло полностью убирать шасси с баллонными колесами. При постройке самолета были учтены требования простоты управления, высокой маневренности,
высокого аэродинамического качества и комфорта. Самолет предназначался для длительной эксплуатации и поэтому имел высокий запас прочности всех своих элементов. Также были учтены требования
высококачественной отделки самолета.
С убирающимися шасси самолет должен был показать особенно высокую скорость полета.
Летные испытания САМ-10 ММ-1 полностью подтвердили результаты расчетов, а наибольшая скорость полета оказалась даже выше ожидаемой. Так с шасси в обтекателях скорость у земли оказалась V max =
336 км/ ч. а с убранными шасси - V max = 348 км/ч. Скоростные данные полностью удовлетворяли требованиям заказчика ГВФ. Более того, было решено, что преимущество в 12 км/ч скорости самолета с
убранным шасси не оправдывает потери в простоте и надежности эксплуатации неубирающихся шасси, поэтому госиспытания проводились с шасси в обтекателях, тем более? что мотор был высотный и для Н=2000: V max = 360 км/час.
Результаты госиспытаний САМ-10 ММ-1 показали, что самолет существенно превосходил по всем своим летно-техническим характеристикам самолеты равного класса.
Основные выводы государственной комиссии ГНИИ ГВФ настолько интересны, что трудно не привести их здесь. В соответствии с отчетом, испытания продолжались с 5 июля 1938 года по 9 августа 1938 года,
при этом ведущим инженером ГНИИ ГВФ был С. А. Виноградов, а летчиком-испытателем - Б. К. Кондратьев.
Основные выводы госкомиссии :
-
1. Самолет САМ-10 с мотором ММ-1, 220 л. с. по своим ЛТХ, скорости, устойчивости, управляемости и маневренности может быть использован в гражданском Воздушном флоте и ведомственной авиации как
почтово-пассажирский скоростной самолет, а при соответствующих переделках может быть использован по спецназначению. Самолет может установить ряд международных рекордов.
-
2. САМ-10 по ЛТХ является исключительно удачной машиной данного типа. Ни один из современных известных машин с мотором одинаковой мощности не обладает столь высокими характеристиками.
-
3. Комиссия отмечает отличную, безотказную работу нового советского мотора ММ-1.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
САМ-10 |
Размах крыла, м |
11.49 |
Длина самолета, м |
8.16 |
Высота самолета, м |
|
Площадь крыла,м2 |
21.86 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
866 |
максимальная взлетная |
1436 |
Тип двигателя |
1 ПД ММ-1 |
Мощность, л.с. |
1 х 220 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
у земли |
311 |
на высоте |
336 |
Практическая дальность, км |
1000 |
Практический потолок, м |
7100 |
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
до 4 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|