Добившись покупки по лицензии моторов Рено и запустив их в серийное производство под маркой МВ у
инициаторов покупки появилась забота по их использованию. В 1938 году нам был выдан заказ от 7-го Главного Управления НКАП на модернизацию САМ-5 2 бис под мотор МВ-4. Такое задание как-то
оправдывало МАП о задержке запуска в серийное производство САМ-5 2 бис М-11. (Зачем запускать самолет с М-11, когда сразу же запустим самолет с более высокими ЛТХ, который, без сомнения, должен
обеспечить мотор Рено, т. е. МВ-4).
В самолете САМ-14 пришлось поработать, главным образом, над созданием высококачественной отделки самолета, удобства, комфорта и, конечно, улучшения аэродинамики. Получилась красивая, хорошо
обтекаемая комфортабельная и весьма удобная в эксплуатации машина. Однако наша промышленность не торопилась подготовить для многооборотных моторов Рено специальные металлические винты фирмы Ратье (а
может быть, забыли их купить?). Мы же надеялись на металлический винт Ратье с изменяемым шагом и электрическим приводом, поэтому не особенно беспокоились с заказом на деревянный винт для МВ-4. Когда
же самолет был готов, а винтов не оказалось, то стали подбирать винты из имевшихся. Более или менее подходил винт с машины Яковлева, но крупные габариты фюзеляжа САМ-14 "съели" коэффициент полезного
действия винта диаметром 2м. Данные самолета оказались не выше, как ожидали, а ниже, чем у самолета САМ-5 2 бис. Уже после Госиспытания в НИИ ГВФ, которые относились к испытаниям формально, мы
получили, наконец, заказанный нами винт Д=2,30, и все ЛТХ резко улучшились.
То же произошло и с самолетом "Стрела". После возвращения самолета "Стрела" в город Воронеж (после госиспытания) на нем мы установили винт Ратье (полученный нами с большим опозданием), с которым
самолет резко улучшил свои ЛТХ, в частности показал Vmax = 342 км/час (полет производил в июле 1938 года летчик А. Н. Гусаров). Согласно указаниям Глававиапрома самолет "Стрела", как полностью
сослуживший свою службу, был уничтожен. Сохранившийся мотор Рено с винтом Ратье был нами использован на самолете САМ-14 бис, который после госиспытаний в ГНИИ ГВФ также был возвращен в ОКБ-31.
Контрольные испытания полностью подтвердили ожидаемые ЛТХ самолета САМ-14 бис, они оказались значительно выше ЛТХ САМ-5 2 бис, но в связи со снятием с серии моторов МВ - этот факт уже никого не
интересовал. С компромиссным же деревянным винтом, как и все самолеты с МВ, самолет САМ-14 не только не выигрывал, но и терял в ЛТХ по сравнению с САМ-5 2 бис М-11. Самолеты САМ-14 и САМ-14 бис все
же успешно прошли летные испытания в НИИ ГВФ в зимнем варианте (с лыжами) и были утверждены как эталоны для серийного строительства. А здесь уже оказалось, что моторы Рено (МВ) для нашего климата не
годятся и их, к этому времени сняли с производства. Самолеты САМ-10 и САМ-11 тоже остались без моторов!
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
САМ-14 |
Размах крыла, м |
11.49 |
Длина самолета, м |
8.06 |
Высота самолета, м |
3.86 |
Площадь крыла,м2 |
21.86 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
765 |
максимальная взлетная |
1280 |
Тип двигателя |
1 ПД МВ-4 |
Мощность, л.с. |
1 х 140 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
у земли |
196 |
на высоте |
170 |
Крейсерская скорость, км/ч |
165 |
Практическая дальность, км |
550 |
Практический потолок, м |
3360 |
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
до 6 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2018
|