После самолётов "Сталь-2" и "Сталь-3", построенных в начале 1930-х гг., их
было сделано около 200, конструктор А.И. Путилов продолжил свои удачные опыты с
нержавеющей сталью. Очередной его проект, в котором основным конструкционным
материалом являлась сталь марки "Энерж" и применялись различные методы
контактной сварки, был самолёт "Сталь-5". Это был оригинальный пассажирский
18-местный самолёт схемы "летающее крыло" с двумя двигателями. Самолёт имел
размах 23 м и площадь 120 м2. Проектирование было начато в 1933 г., а в начале
1934 г. был утверждён макет и сделан один пробный лонжерон крыла для статических
испытаний. Лонжерон был выставлен в Политехническом музее, где он долгое время
привлекал к себе всеобщее внимание. Для проверки схемы самолёта было решено
построить летающую модель.
Самолёт "Сталь-5" был построен по схеме "летающего крыла" с двумя двигателями "Сальмсон"
мощностью по 45 л.с. Каркас самолёта был вы полнен из стали "Энерж", обшивка
крыла фанерная, а оперения - полотняная. Модель не вполне совпадала с проектной
схемой "Сталь-5". Задняя кромка была почти прямая, а на концах были поставлены "шайбы"
вертикального оперения. Вся задняя кромка, за исключением участка за кабиной,
была занята элеронами и рулями высоты перевернутого профиля. В 1935 г. самолёт
испытывался в полёте (лётчик В.В. Карпов). В результате испытаний выяснилось,
что самолёт очень строг в пилотировании. Этим всё и закончилось. Было решено
большой самолёт "Сталь-5" не строить, а ускорить постройку пятиместного (четыре
пассажира и один лётчик) почтово-пассажирского самолёта "Сталь-11".
Его схема - низкоплан с двигателем М-100А мощностью 860 л.с. Конструкция
самолёта своеобразна и не повторялась в других машинах. Фюзеляж и крыло были
построены по типу монокока. В конструкции самолёта А.И. Путилову и его
помощникам удалось хорошо сочетать каркас из стали "Энерж" с обшивкой из
бакелитовой фанеры. Шпангоуты отличались исключительной ажурностью и лёгкостью и
имели вид рам с высотой стенки 40 мм, с многочисленными отверстиями для
облегчения и жёсткости. Крыло - двухлонжеронное с многочисленными стрингерами
под обшивкой. К полкам лонжеронов были приклеены полосы шириной около 40 мм из
бакелитовой фанеры. К этим же полосам была приклеена обшивка из того же
материала. Сочетания нержавеющей стали с бакелитовой фанерой позволили получить
очень лёгкую и жёсткую конструкцию. Процентное весовое соотношение этих
материалов было таково: стали нержавеющей - 40%, бакелитовой фанеры - 30%.
Поверхность самолёта получилась очень гладкой, без морщин и хлопунов.
Самолёт был построен к осени 1936 г. Он проходил испытания на колеёсах и лыжах,
в том числе и в военном варианте скоростного разведчика. Лётные данные были
отличными. Максимальная скорость достигала 430 км/ч, а высота до 8000 м. При
взлётном весе 2700 кг самолёт брал почти тонну нагрузки. Было совершено около
300 полётов.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Сталь-11 |
Размах крыла, м |
21.50 |
Длина самолета, м |
12.50 |
Высота самолета, м |
|
Площадь крыла,м2 |
31.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1830 |
максимальная взлетная |
2700 |
Тип двигателя |
1 ПД М-100А |
Мощность, л.с. |
1 х 860 |
Максимальная скорость, км/ч |
430 |
Крейсерская скорость, км/ч |
370 |
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
8000 |
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
4 пассажира |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2021
|