Уголок неба ¦ Ford 4-AT Tri-Motor

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация транспортные
   4-AT Tri-Motor
       
Разработчик: Ford
Страна: США
Первый полет: 1926
Тип: Транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Первым американцем, строившим цельнометаллические авиалайнеры, был конструктор Уильям Б. Стоут (William Bushnell Stout). На собственном предприятии Stout Metal Airplane Co. он создал несколько металлических одномоторных транспортных самолётов. Сначала 4-х местный Stout Air Sedan. Затем, в начале 1925, 6-ти местный Stout 2-AT Air Transport. Эти самолёты летали в авиакомпании Stout Air Service. Один Stout 2-AT купил Генри Форд. С апреля 1925 он использовал самолёт для перевозки грузов между Детройтом и Чикаго. Форд тогда всерьёз заинтересовался авиабизнесом. Автомобильный магнат создал собственную авиакомпанию, позже названную Ford Airways. Форд начал субсидировать фирму Уильяма Стоута, а в августе 1925 купил её, чтобы самому заняться производством авиалайнеров. Первым продуктом совместного предприятия стал трехмоторный Ford 3-AT Air Pullman. Его сконструировал Стоут на базе Stout 2-AT. Однако самолёт вышел неудачным. Он имел плохие лётные и посадочные характеристики. Совершив всего три полёта Ford 3-AT сгорел в январе 1926 во время пожара в ангаре Форда. Тогда Форд поручил создать новый авиалайнер Гарольду Хаксу (Harold Hucks). Хакс работал над проектом с бригадой молодых конструкторов. Среди них выделялся Джеймс МакДонелл (James McDonell - позже он создал собственную авиастроительную корпорацию).

Результатом их усилий стал 8-местный самолёт Ford 4-AT. По схеме он напоминал Fokker F.VII/3m - высокоплан с одним двигателем в носу и двумя под крыльями. Но конструктивно самолёт был подобен Junkers G-23/24 - цельнометаллический каркас с алюминиевой гофрированной обшивкой. Ford 4-AT впервые поднялся в воздух 11 июня 1926. На этот раз конструкторам сопутствовала удача. Самолёт показал хорошие лётные характеристики и заинтересовал ряд авиакомпаний. Правда не обошлось без неприятностей. Юнкерс, владея патентом на цельнометаллическую конструкцию, подал судебный иск на Форда, не купившего у него лицензию. Суд вынес решение, что Форд должен возмещать иски, которые Юнкерс может предъявить компаниям, эксплуатирующим Ford 4-AT. Судебное решение не остановило Форда, он начал серийное производство авиалайнера и добился больших успехов в его продаже.

В том же 1926 первый серийный Ford 4-AT (модификация 4-AT-A) вышел на грузопассажирскую линию Форда между Детройтом и Чикаго. Второй самолёт закупила чикагская авиакомпания NAT - National Air Transport. Она тоже летала из Чикаго в Детройт, а 1 ноября 1927 продлила маршрут из Детройта в Кливленд (полёт между этими городами занимал 1 час 40 минут). Позже линия достигла Нью-Йорка. Таким образом сформировалась трасса Нью-Йорк - Чикаго. Из Чикаго в Сан-Франциско на Boeing 40A уже летала авиакомпания Boeing Air Transport. Обе компании договорились о стыковке рейсов. Таким образом в США появилась возможность регулярно путешествовать по воздуху от Атлантического до Тихого океана.

Первые шесть самолётов выпустили с двигателями Wright Whirlwind J-4, остальные с Whirlwind J-5. Whirlwind J-5 имела и вторая версия - Ford 4-AT-B. Она появилась в 1928. Здесь было 10 пассажирских мест. Один из первых самолётов серии, под названием "Floyd Bennet", был специально оснащен для полярных экспедиций. На нём 28 - 29 ноября 1929 Роберт Бёрд совершил полёт на Южный Полюс.

В 1928 году появились ещё две версии. Модель 4-AT-C имела двигатель Pratt & Whitney Wasp в носу и два Whirlwind J-4 под крыльями. Был изготовлен всего один экземпляр для Sunbeam Air Transport. 4-АТ-D отличалась от предыдущих версий бóльшим размахом крыльев. Эту версию также выпустили всего в одном экземпляре, не считая ещё одного самолёта, переделанного из 4-AT-B.

Вслед за National Air Transport самолёт стали покупать и другие американские авиакомпании. Так западное побережье США обслуживала авиакомпания Maddux Airlines. У неё был самый большой флот Ford 4-AT - 16 самолётов. Другой крупный покупатель - Eastern Air Transport, использовал машину на линиях восточного побережья.

В 1929 году появилась версия 4-AT-E. На ней стояли более мощные двигатели Whirlwind J6. Эта модель перевозила уже 12 пассажиров. Она эксплуатировалась не только в Америке, но и в Европе. В 1929 один самолёт купила испанская авиакомпания CLASSA. 20 мая 1930 её Ford 4-AT-E начал летать из Мадрида на Канары - в город Тенерифе. Затем подобный лайнер попал и в другую испанскую авиакомпанию - LAPE, которая купила ещё один самолёт следующей модификации - 4-AT-F (улучшенная версия 4-AT-E, появилась в 1931 году). Под стандарт 4-AT-E в 1929-30 были переделаны несколько Ford 4-AT-B.

Ford 4-AT-E приобретали не только авиакомпании. Часть самолётов, под названием Ford C-3A, служили в американской армии, часть на флоте как JR-2.

Подобно тому как массовый автомобиль Форда - Ford T, получил прозвище Tin Lizzie (Оловянная Лиззи), ставший сразу же популярным самолёт Форда получил прозвище Tin Goose (Оловянный гусь). Благодаря простой рациональной конструкции он был удобен в эксплуатации. Ford 4-AT соответствовал высшим, по тем временам, стандартам удобств. В нем была туалетная кабина с умывальником, отопление и электрическое освещение салона. Большие окна обеспечивали пассажирам прекрасный обзор. Их можно было открывать и закрывать в полёте - благо скорость и высота полёта позволяли. Хороший обзор был и из пилотской кабины. В отличие от других самолётов, где управляли штурвалами, на фордовском лайнере была баранка, как на автомобиле Ford T. Тормоза на колёсах, с раздельным приводом, и поворотное хвостовое колесо обеспечивали хорошие манёвренные характеристики во время рулёжек на земле. Благодаря стартеру двигатели легко запускались. Впервые на авиалайнере стояла бортовая радиостанция, применялась радионавигация.

Самолёт был достаточно надёжен и мог продолжать полёт по маршруту при отказе одного из двигателей. Тем не менее несколько машин потерпели катастрофу. Самая тяжёлая из них - катастрофа самолёта с бортовым номером NC7683, принадлежащего Colonial Western Airlines. На нём 17 марта 1929 возле Нью-Йорка нашли свою смерть 13 человек.

Ford 4-AT оказался очень долговечным самолётом. Некоторые машины летали на линиях до 1970х. Авиакомпания Island Airlines совершала на них рейсы из Порт-Клинтона в штате Огайо на острова озера Эри. В 1973 последний экземпляр 4-AT-B попал в аварию, но затем был восстановлен и в 1985-1986 использовался для демонстрационных и обзорных полётов.

Несколько самолётов сохранились до наших дней. Один из них даже летает. Это Ford 4-AT-E, зав. № 146, базирующийся в Ошкоше (штат Висконсин). Он окрашен в цвета авиакомпании Eastern Air Transport, которой принадлежал в конце 1920-х. Другие экземпляры заняли места в музеях, в т.ч. один 4-AT-B в музее Генри Форда в Дирборне.





 Модификации :
 4-AT  предсерийный прототип, 3x 200-сильных (150 кВт) звездообразных двигателя Wright J-4 Whirlwind кабина для двух пилотов и салон на 8 пассажиров.
 4-AT-A  ранняя серийная модификация, сходная с прототипом Ford 4-AT, построено 14.
 4-AT-B  вариант 1927 года, с двигателями Whirlwind J-5 мощностью по 220 л.с. (177 кВт) и вместимостью 12 пассажиров; построены 39 самолетов.
 4-AT-C  схож с 4-AT-B, но с установленным в носовой части фюзеляжа звездообразным ПД Pratt & Whitney Wasp мощностью 400 л. с. (298 кВт); построен один самолет.
 4-AT-D  обозначение трех самолетов, схожих с 4-AT-B, но имевших различные силовые установки и отличавшихся индивидуальными доработками.
 4-AT-E  в основном идентичен 4-AT-B, но с тремя двигателями Whirlwind J-6-9 мощностью по 300 л.с. (224 кВт); построены 24 самолета.
 4-AT-F  один самолет, отличавшийся от 4-AT-E некоторыми аэродинамическими улучшениями.
 XC-3  4-AT-A, проходивший испытания для ВВС Армии США.
 C-3  XC-3 после прохождения испытаний.
 C-3A  4-AT-E в варианте военного транспорта, 3х 235-сильных двигателя Wright R-790-3 Whirlwind; построено 7, позже все переделаны в модификацию C-9.
 C-4  4-AT-B, приобретённый Вооружёнными Силами для испытаний.
 C-9  C-3A после установки 300-сильных (224 кВт) двигателей Wright R-975-1.
 XJR-1  4-AT-A, испытывавшийся Флотом.
 JR-2  военный транспорт на базе 4-AT-E, но с моторами Wright J6-9 для Корпуса морской пехоты; построено 2.
 RR-1  Переименованный прототип XJR-1.
 RR-2  Переименованный в 1931 году JR-2.
 RR-5  наименование двух 4-AT-D, по одному для Флота и Корпуса морской пехоты.



 ЛТХ:
Модификация   4-AT
Размах крыла, м   22.54
Длина самолета,м   15.18
Высота самолета,м   3.60
Площадь крыла,м2   72.92
Масса, кг  
  пустого самолета   2948
  максимальная взлетная   4595
Тип двигателя   3 ПД Wright Whirlwind J-5
Мощность, л.с.   3 х 220
Максимальная скорость, км/ч   209
Крейсерская скорость, км/ч   172
Практическая дальность, км   917
Практический потолок, м   5000
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   8-12 пассажиров


 Доп. информация :


  Фотографии:

 4-AT-A
 4-AT-A
 4-AT-A
 4-AT-A
 4-AT-A
 4-AT-A
 4-AT-A
 4-AT-B
 4-AT-B
 4-AT-B
 4-AT-B
 4-AT-B
 4-AT-B
 4-AT-B
 4-AT-B
 Доработанный для полета над Южным полюсом 4-AT-B "Floyd Bennett". При доработке был увеличен размах крыла, двигатели Wright J-5 заменены на Wright Cyclone и установлены дополнительные топливные баки.
 4-AT-E
 4-AT-E
 4-AT-E
 4-AT-E
 4-AT-E
 4-AT-E
 4-AT-E
 4-AT-E
 4-AT-F
 XC-3
 XC-3
 C-3A
 C-4
 C-9
 C-9
 C-9
 XJR-1
 XJR-1
 JR-2
 RR-5
 Пассажирский салон 4-AT
 Санитарный отсек C-9
 Кабина пилотов 4-AT-B
 Кабина пилотов C-9

  Схемы:

 Ford 4-AT

  Варианты окраски:

 Ford XJR-1 (4-AT-A) ВМС США  (c) John Weal
 Ford 4-AT-B (N7584) авиакомпании Island Airlines (США)
 (с) John Weal

 



 

Список источников:

Владимир Быков. Авиалайнеры мира. Ford Tri-Motor
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Aerofiles.com. Ford
Aero. Douglas J. Ingells. Tin Goose : The Faboulous Ford Trimotor
Schiffer. William T. Larkins. The Ford Tri-Motor 1926-1992
E.R. Johnson. American Military Transport Aircraft Since 1925
Schiffer. Bill Holder, Scott Vadnais. The "C" Planes
Aircraft Profile 156. William T. Larkins. The Ford Tri-Motor
Aeroplane Monthly 2005-04. Michael O'Leary. Ford - The Tin Geese
Le Fana de l'Aviation 1971-01-02. Jean Delmas. Les Avions Ford
Aviation History 2020-11. Richard Jensen. Tale of the Tin Goose
Classic Wings 94. Moose Peterson. The Ford Tri Motor : The Father of American Commercial Aviation
Aviation Historian No.4. American Classics : US Military Ford Tri-Motors
Page Shamburger, Joe Christy. Command the Horizon
The Aircraft Year Book 1931
1000aircraftphotos.com. No. 3813. Ford 4-AT-B Tri-Motor (NC8404 c/n 4-AT-66) Mulzer Flying Service
L+K 1973-15. Bohuslav Smrz. Ford Tri-motor
L+K 2009-01-02. Pavel Tyc. Ford Tri-motor


Уголок неба. 2023 



 

  Реклама: