На рубеже 30-х годов в гражданской авиации одной из самых популярных стала
схема трехмоторного моноплана. Конструкторы считали, что подобная компоновка
обеспечивала лайнеру достаточную мощность, а отказ любого из двигателей в полете
не приводил к большим разворачивающим моментам. Практически в каждой стране,
имевшей авиационную промышленность, появились пассажирские "трехмоторники". В
Голландии таким самолетом был Фоккер F. Vll-3m (Fokker), в СССР - АНТ-9 А. Н.
Туполева, в Германии - Юнкере Ju 52/3m (Junkers), в США - Форд Тримотор (Ford
Tri-Motor), а в Италии машины фирмы "Савойя-Маркетти" (Savoia-Marchetti) - S.72
и S.73. Эти машины с неубираемым шасси имели разную конструкцию, но оказались
вполне удачными и стали основными пассажирскими самолетами в своих странах.
Не осталась в стороне от увлечения "трехмоторниками" и Франция. Мишель Вибо,
глава одноименной компании Wibault, еще в 1930 г. создает трехмоторный
пассажирский низкоплан Wibault 280Т цельнометаллической конструкции с
неубираемым шасси. Оснащенный девятицилиндровыми двигателями воздушного
охлаждения Hispano-Suiza HS 90 самолет с экипажем из двух летчиков был
рассчитан на перевозку 10 человек. Кресла стояли в два ряда, у каждого пассажира
имелся свой иллюминатор овальной формы, а сзади салона располагался туалет.
Первый прототип Wibault 280Т поднялся в воздух с аэродрома Виллакобли в ноябре
1930 г. Во время испытаний двигатели HS 90 вели себя ненадежно, и вскоре их
заменили на семицилиндровые "звезды" Gome-Rhone Titan Major 7Kb (300 л. с). С
новыми моторами прототип получил обозначение Wibault 281Т и в конце года
уже "красовался" на авиационном салоне в Париже.
Второй прототип имел еще более мощные моторы - Titan Major 7Kd по 350
л. с. и стал называться Wibault 282Т. Вскоре такой же индекс получила и
первая машина - ее двигатели были заменены на модификацию 7Kd. Испытания двух
прототипов выявили недостатки лайнера. На крейсерской скорости и на посадке
самолет вел себя неустойчиво и в конструкцию хвостового оперения внесли
необходимые доработки, выполненные в октябре 1931 г. В марте 1932 г. оба
прототипа продали авиакомпании CofA. К тому времени фирма Wibault объединилась с
фирмой Penhoet и полное обозначение самолета стало Wibault-Penhoet
Type 282Т.12.
В 1933 г. последовал первый заказ на шесть "трехмоторников"
Type 282Т. Уже тогда во Франции существовала
кооперация в авиастроении - крыло самолета клепали в Боже, а постройка фюзеляжа
и окончательная сборка проходили в Курбевуа. Первые три серийные машины купила
французская авиакомпания Air Union, и, присвоив всем самолетам красивое имя
"Золотой Клиппер", использовала их на авиалинии Париж-Лондон (один
Wibault 282Т этой компании разбился). Три других самолета начали службу
на фирме CINDA, выполняя полеты по маршруту Париж - Прага - Стамбул. В октябре
1933 г. правительство Франции организует государственную авиакомпанию, и первые
пять серийных Wibault 282Т вместе с двумя прототипами перешли в собственность
Air France. В 30-е годы очень часто пассажирским самолетам, как и кораблям,
присваивали собственные имена, и у всех семи "трехмоторников" к индексам
добавились прилагательные: "Недовольный", "Быстрый", "Старательный",
"Пламенный", "Неустрашимый", "Храбрый" и "Отважный".
В 1934 г. самолет проходит дальнейшую модернизацию и становится Wibault
283Т. Если на Type 282Т крыльевые двигатели имели
капоты, а на носовом головки цилиндров не были закапотированы, то на
Type 283Т на всех моторах стояли капоты типа NACA.
Вместо двухлопастных винтов Gome-Rhone появились более современные пропеллеры
Ratier, а основные стойки шасси получили обтекаемые "штаны". Кроме этого,
увеличили емкость топливной системы до 1480 литров, а для сверхдальних перелетов
имелась возможность установки дополнительных топливных баков (емкость топлива в
этом случае составляла 2180 литров). Чтобы окончательно избавиться от путевой
неустойчивости, увеличили высоту киля. А с сентября 1934 г. на стабилизаторе
появились еще две небольшие вертикальные пластины. Подобные доработки выполнили
впоследствии и на некоторых серийных Type 282Т. С
апреля по октябрь 1934 г. для Air France выпускают 10 самолетов
Type 283Т, и они также получают собственные имена:
"Неутомимый", "Непобедимый", "Знаменитый", "Интригующий"; "Мстительный",
"Честолюбивый", "Авантюрный", "Завоевательный", "Неуязвимый" и "Чудесный".
Авиакомпания "Эйр Франс" использовала пассажирские лайнеры в основном в
Европе и прежде всего на главных трассах: Париж - Лондон и Париж - Кельн -
Берлин. За время эксплуатации Type 282Т и
Type 283Т заслужили репутацию надежных и
комфортабельных самолетов. Отказы случались редко и лишь одна машина потерпела
аварию 2 августа 1936 г. До 1938 г. "трехмоторники" оставались основными
пассажирскими самолетами Air France, а затем их постепенно заменили на
двухмоторные лайнеры Блох 220 (Bloch). На европейских авиалиниях гражданскую
авиацию Франции стали представлять более современные и вместительные (16
человек) Bloch 220, а устаревшим
Type 282Т и Type 283Т отводились в пассажирских
перевозках уже не главные роли.
Однако с началом второй мировой войны пригодились и ветераны.
Об их применении в ходе Второй Мировой войны точных данных нет, но в списке
самолётов, находящихся в распоряжении Arme de`l Air можно найти упоминание о
самолётах типа Wibault 33. Поскольку в реестре фирмы Wibault машины с таким
номером не значится, можно сделать вывод, что это были все-таки W.283T
приспособленные под военные нужды. На 10 мая 1940 г. в Альпийской Зоне в составе
S.A.T. 1, 5, 8 ,9 находилось порядка 12 таких самолётов.
Свою летную карьеру "трехмоторник" Мишеля Вибо закончил транспортным
самолетом.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Wibault 283T |
Размах крыла, м |
22.60 |
Длина, м |
17.00 |
Высота, м |
5.75 |
Площадь крыла, м2 |
63.80 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
4500 |
нормальная взлетная |
6500 |
Тип двигателя |
3 ПД
Gnome-Rhone 7Kd |
Мощность, л.с. |
3 х
350 |
Максимальная скорость , км/ч |
285 |
Крейсерская скорость , км/ч |
238 |
Практическая дальность, км |
1120 |
Практический потолок, м |
5100 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка:: |
до 10 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2017
|