Если самолет имеет одну линию крыла, одну поверхность для создания подъемной силы, то он называется
монопланом. Если две - бипланом. Если три - трипланом. Последние две схемы имели максимальное распространение в годы Первой мировой войны, сегодня же
абсолютное большинство самолетов (но, конечно, не все) имеет одну поверхность крыла. А если поверхностей больше? Если их пять, десять, пятьдесят? По
отношению к "четверокрылам" иногда применяется термин "квадроплан", но более сложные конструкции объединяют под названием "мультипланы". Подобные схемы
были достаточно популярны в 1900-е, в период опытного самолетостроения, когда количество безумных, неспособных взлететь конструкций превышало все
возможные пределы. К 1930-м годам попытки создать удачный мультиплан постепенно сошли на нет, странные конструкции стали частью истории.
Уже в 1910-х концепция мультиплана претерпела серьезные изменения, а десятью годами позже и вовсе практически отмерла. Родоначальником мультипланов,
приближенных к реальности, то есть имеющих четыре-пять уровней крыльев, а не 20-50, стал американский инженер, профессор Джеймс
Зербе (James Slough Zerbe). Пять крыльев мультиплана Зербе, построенного в 1909 году, располагались… лесенкой. Самое нижнее
- почти у хвостовой части, затем выше, еще выше, еще, еще, и последнее, шестое, нависало над пропеллером.
Quertaplane Zerbe так и не смог взлететь, совершав лишь небольшие подскоки.
В 1919 году профессор построил еще один мультиплан - Air Sedan. Это был первый летательный аппарат с
полностью закрытой кабиной. Машина оснащенная 110-сильным французским двигателем Le Rhône 9J
(иногда встречается данные о 100-сильном Gnome) мог перевозить трех пассажиров. Еще одной новинкой опередившей время было наличие
у пилота катапультирующегося сиденья (!!!).
Единственный полет на Air Sedan совершил Томом Фланнери (Tom Flannery) на поле выставочного центра округа Вашингтон
в Фейетвилле, штат Арканзас. Самолет поднялся на высоту примерно в 30 метров и пролете всего 300 метров. При посадке мультиплан получил сильные
повреждения. Неудача сильно разочаровала профессора Зербе и он бросил разбитую машину уехал из Арканзаса. А через два году конструктор умер в Нью-Йорке.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Airsedan |
Размах крыла, м |
|
Длина самолета,м |
|
Высота самолета,м |
|
Площадь крыла,м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
максимальная взлетная |
|
Топливо, л |
|
Тип двигателя |
1 ПД
Le Rhône 9J |
Мощность, л.с. |
1 х 110 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
Крейсерская скорость, км/ч |
|
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
до 3 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2020
|