Карьера Curtiss С-46 Commando была довольно успешной, но он всегда оставался в
тени популярности меньшего по размерам Douglas С-47 Skytrain. Много лет С-46
преследовали слухи о ненадежности. Многие американские ветераны вспоминают о
С-46 только в связи со взрывами самолетов на взлете. Они уверены, что это было
связано с ненадежностью топливной системы. Но есть и другая память о С-46. Он
оказался совершенно необходимым транспортом для переброски грузов через Гималаи
в Китай. А после войны долго работал в таких странах, как Чили и Япония.
Проект CW-20, а позже С-46, был очень дорогим даже для компании "Curtiss".
Разработка началась в 1936 году под руководством Джорджа А. Пейджа.
Цель - создание нового авиалайнера для замены Curtiss Condor и других бипланов.
В это время Douglas DC-3 уже летал в "American Airlines" и других компаниях, но
компания "Curtiss" сделала ставку на более скоростной самолет большей
вместимости, оснащенный двумя 18-цилиндровыми Pratt & Whitney R-2800-17 Double
Wasp мощностью по 1650 л. с. Конструкторы спроектировали машину с фюзеляжем,
сечение которого образовывали две сопряженные полуокружности, от чего самолет
казался двухпалубным.
Двухкилевой прототип с двумя моторами Wright R-2600 Cyclone мощностью по 1600 л.
с. построили на заводе "Curtiss" в Сент-Луисе.
Первый полет состоялся 26 марта 1940 года, командир экипажа Эдмунд Т. Аллен. "Curtiss"
объявила о новой модели 11 апреля. Новое предназначение самолет получил 7
декабря 1941 года после нападения японцев на Перл-Харбор. Военный потенциал
конструкции был очевиден, но теперь он стал первостепенным. Прототип, два киля
которого заменили одним, поступил на вооружение авиации Армии США как С-55.
Затем его передали "British Overseas Airways Corporation" (ВОАС), которая
использовала самолет для сообщения между Гибралтаром и Мальтой до его списания в
октябре 1943 года из-за отсутствия запчастей.
Итак, CW-20 пошел в производство как С-46 Commando.
В грузовой кабине помещались 40 солдат с полной выкладкой или 33 раненых на
носилках, или пять моторов Wright R-3350, или груз эквивалентной массы.
Погрузочно-разгрузочные работы легкостью не отличались - откидных законцовок
фюзеляжей, опускаемых рамп, роликов в полу кабины тогда просто не существовало.
В сентябре 1940 года, когда Армия США заказала 200 С-46, от герметизации кабины
отказались. Конструкторам предстояло решить ряд проблем, но главная - протечки
крыльевых баков - еще не проявилась.
Первый С-46 поступил в ВВС 12 июля 1942 года, к тому времени США воевали уже
восемь месяцев. Производство перенесли на завод "Curtiss" в Баффало, штат
Нью-Йорк. Первоначальный заказ пересмотрели в сторону увеличения, это был первый
шаг к серии из 3181 Commando.
Адаптация аэроплана к требованиям военных оказалась сложна. Только после сборки
25-й машины появился С-46А с большой дверью в борту, усиленным полом грузовой
кабины и откидными сиденьями. "Curtiss" пришлось изменить производственную
программу и построить новый завод в Луисвилле, штат Кентукки. Цеха оснастили
кондиционерами - климат-контроль потребовался для работы с фанерой: "Curtiss"
планировала строить полностью фанерные грузовые самолеты С-76 Caravan. Когда от
С-76 отказались, серию С-46 перенесли в Баффало, но некоторое количество
выпустили в Сент-Луисе. К постройке С-46 подключили также новый завод в
Луисвилле.
ВВС Армии США также планировали использовать мощности "Higgins Industries, Inc."
в Новом Орлеане, штат Луизиана, для постройки 500 С-46А и 500 С-76. Реально "Higgins"
построила всего два С-46А, первый из которых поступил заказчику 1 октября 1944
года.
Компания "Curtiss" вернулась к ХС-46В с не вписанной в обводы фюзеляжа кабиной и
построила C-46D, который также получил две грузовые двери и отличался от
предшественников моторами. Было построено 17 С-46Е с выступающей кабиной и
трехлопастными (вместо четырехлопастных Curtiss Electric) винтами Hamilton
Standard. Дальнейшим развитием Commando стал C-46F, более похожий внешне на
первые варианты. Штучные C-46G и ХС-113 использовались для испытаний моторов. На
трех конверсиях XC-46L устанавливали более мощные двигатели.
Через несколько месяцев после начала эксплуатации у С-46 выявился роковой
дефект: течь крыльевых баков, иногда приводившая к взрыву. Самолеты морской
пехоты (R5C) работали на грузовых перевозках в юго-западной части Тихого океана.
Кульминацией карьеры С-46 стала переброска миллионов фунтов грузов,
предназначенных, прежде всего, войскам китайских националистов. Только С-46 были
способны летать на очень большие расстояния - из Индии в Китай через Гималаи.
В послевоенные годы большое количество С-46 разошлось по гражданским
авиакомпаниям, часть осталась в ВВС США и в ВВС ряда дружественных Штатам стран,
включая Китай, Южную Корею и Японию. Японское командование считало С-46
чрезвычайно ценным для обороны страны. В 1950-е годы японские Commando летали
крылом к крылу с дислоцированными в Японии С-46 ВВС США.
Самолет Curtiss С-46 Commando стал особенно популярен благодаря массовым
перевозкам из индийского Ассама в юго-западную часть Китая. Полеты через Гималаи
выполняли самолеты индокитайского авиакрыла Авиатранспортного командования США,
которым командовал полковник Эдвард X. Александер.
Подготовка к полетам и погрузка выполнялись в неподготовленных условиях, даже
топливо в баки заливали из бочек вручную. В сезон муссонов, длившийся полгода,
аэродром Ассам превращался в болото. На маршруте между Ассамом и Куньминем
протяженностью 800 км самолетам С-46 приходилось перелетать через горы высотой
3600-4300 м, в то время как обледенение крыла начиналось уже на высоте 3000 м.
В августе 1942 года несколько С-47 Skytrain смогли доставить из Индии в Китай
всего 85 т грузов.
К декабрю 1943 года такое же количество С-46 перевезло уже 12590 т.
Нехватка запасных частей, постоянная перегрузка самолетов, полеты в сложных
метеоусловиях при низких температурах с минимальным навигационным обеспечением -
таковых были суровые реалии, в которых экипажи С-46 обеспечили жизненно важные
для войск Чан Кай Ши и 14-й Воздушной армии генерала Клэра Ченнаулта перевозки.
Несколько С-46 были сбиты японскими истребителями. В свою очередь капитан Вэлли
Э. Гауда огнем из винтовки BAR сбил Nakajima Ki-43 "Oscar". Гауда выстрелил
через окно кабины и убил японского летчика.
Самолеты С-46 массово применялись и на иных театрах военных действий. Примерно
40 машин поступили в КМП США под обозначением R5C-1 Commando. Изначально
самолеты использовались в 35-й авиагруппе морской пехоты в юго-западной части
Тихого океана, действуя с примитивных аэродромов на островах, не имевших
твердого покрытия или же с покрытием из перфорированных металлических листов.
Позже несколько Commando, включая учебные R5C-1T, получила авиация ВМС США.
С-46 оставались на вооружении ВВС Армии США вплоть до окончания Второй мировой
войны, они занимали заметное место в Транспортном командовании ВВС. Некоторые
самолеты использовались для буксировки планеров. Широко применялись С-46 во
время боевых действий в Корее, где также участвовали R5C-1 Корпуса морской
пехоты.
В ВВС США С-46 эксплуатировались до 1950-х годов. ВВС также привлекали к военным
перевозкам гражданскую кампанию "Civil Air Transport" (CAT), чьи машины с
гражданской регистрацией выполняли полеты в разные места, включая Корею и
Японию. Противопартизанский вариант С-46 разработали в начале 1960-х годов для
1-го авиакрыла спецопераций ВВС США; самолет предназначался для работы в Южном
Вьетнаме. С-46 использовались и в зоне Панамского канала, состояли на вооружении
частей Резерва ВВС США и авиации Национальной Гвардии до июня 1968 года.
Вооруженные силы Японии и Южной Кореи использовали С-46 до конца 1960-х годов.
Несколько самолетов компаний CAT и "Continental Air Services" выполняли сложные
и рискованные полеты в Лаос в интересах ЦРУ США. Один гражданский летчик С-46,
выполнявший такой полет, попал в плен к отряду Патет Лао и оставался в плену
несколько лет.
Военная карьера С-46 завершилась в Юго-Восточной Азии, однако в ряде стран
самолет оставался на вооружении еще несколько лет. Вторую жизнь С-46 получил на
гражданской службе, в частности, в Латинской Америке. Спроектированный накануне
войны как авиалайнер класса "люкс", самолет завершил свою небесную жизнь в
качестве банального "грузовика".