Уголок неба ¦ Douglas C-54 Skymaster

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой транспортные
   C-54 Skymaster
       
Разработчик: Douglas
Страна: США
Первый полет: 1939
Тип: Дальний транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Под первоначальным обозначением DC-4, которое быстро было изменено на DC-4E ("E" - экспериментальный), компания "Douglas" спроектировала и построила прототип нового авиалайнера большой вместимости, который должен был прийти на смену DC-3. Этот весьма дорогостоящий проект финансировался совместно "Douglas" и пятью американскими авиакомпаниями (каждая из сторон внесла по 100000 долларов). DC-4E представлял собой низкоплан цельнометаллической конструкции с большим фюзеляжем почти круглого сечения, с трехкилевым хвостовым оперением и трехопорным шасси, основные опоры которого имели по одному большому колесу и убирались в крыльевые ниши. Силовая установка включала четыре звездообразных двигателя R-2180, установленных в крыльевых гондолах.

Прототип совершил первый полет 7 июня 1938 года. К тому времени две авиакомпании - "Pan American" и TWA - вышли из проекта, а характеристики и стоимость эксплуатации авиалайнера оказались хуже ожидаемых. В конечном итоге руководство "Douglas" и оставшихся в проекте трех авиакомпаний - "American", "Eastern" и "United" - решили переориентироваться на создание другого самолета, который был бы менее сложным и дорогостоящим в производстве и эксплуатации. В результате этого решения вскоре появилось семейство самолетов DC-4 и C-54, а единственный прототип DC-4E был чуть позже продан в Японию, где получил обозначение LXD1 и использовался компанией "Nakajima" в процессе создания тяжелого бомбардировщика G5N.

Новый DC-4 образца 1939 года был практически другим самолетом: легче предшественника, с новым крылом большего удлинения, традиционным хвостовым оперением с одним килем, убирающимся трехопорным шасси со спаренными колесами на главных стойках. Изначально в состав силовой установки включили четыре двигателя мощностью по 1000 л. с. (746 кВт), но после переговоров с заинтересованными авиакомпаниями самолет пошел в серию - даже без постройки прототипа - с четырьмя звездообразными двигателями R-2000-2SD1G Twin Wasp мощностью по 1450 л. с. (1081 кВт).

Однако до вступления США во Вторую мировую войну ни один самолет так и не успел покинуть завод, и все машины отныне достраивались только для военных - под обозначением C-54 Skymaster (первый поднялся в воздух 14 февраля 1942 года). Поначалу передававшиеся военным машины были гражданскими авиалайнерами, получившими военную окраску, но затем производственные контракты уже подразумевали сборку самолетов, приспособленных к решению военных задач - перевозке грузов и личного состава, а также эвакуации раненых. Первым из таких военизированных вариантов самолета, поступившим на вооружение ВВС Армии США, стал C-54A, отличавшийся усиленным полом, грузовой дверью и погрузочным оборудованием. Следом появились и другие военизированные модификации самолета, имевшие вместимость 50 человек для перевозок на маршрутах малой и средней протяженности и 20 человек - для полетов на большую дальность. DC-4 также строился и для ВМС США под обозначением R5D в нескольких вариантах. В общей сложности для ВВС Армии и ВМС США были построены более 1000 самолетов.

На завершающей стадии выпуска "Douglas" изготовила 79 самолетов DC-4, предназначенных уже для гражданского рынка, которые вместе с большим количеством снятых с вооружения C-54 были проданы различным авиакомпаниям и активно эксплуатировались на дальнемагистральных маршрутах вплоть до появления более подходящих для этого авиалайнеров.

На базе DC-4 были созданы различные специализированные варианты: 21 самолет с V-образными двигателями Rolls-Royce Merlin мощностью по 1725 л. с. (1286 кВт), разработанный монреальской "Canadair" специально для канадских ВВС (под названием "North Star"); для гражданских эксплуатантов был разработан DC-4M; еще одним вариантом DC-4 стал Aviation Traders Carvair. Вместимость у различных модификаций была также различной: базовый вариант был рассчитан на экипаж из 4 человек и 44 пассажира, с достаточно большим шагом между креслами, но некоторые авиакомпании выполнили более плотную компоновку пассажирского салона - на 86 мест. Вариант же DC-4M был рассчитан на перевозку в салоне эконом-класса 62 пассажиров.

Этот самолет внес большой вклад в операцию по установлению так называемого Берлинского воздушного моста в 1948-1949 годах (во время блокады Западного Берлина). Причем авиалайнер также оказался долгожителем, и незначительное количество таких машин продолжало летать даже в начале нового тысячелетия.

Конструкция.

Цельнометаллический свободнонесущий низкоплан классической схемы с четырьмя поршневыми двигателями и убираемым трёхопорным шасси.

Фюзеляж - полумонокок овального сечения с обшивкой из плакированного алюминия. Диаметр 3254 мм по большой оси. Состоит из пилотской кабины, пассажирского салона и хвостовой части (пассажирский вариант). Пилотская кабина трёхместная, позади неё кабина бортрадиста. Входная дверь в кабину по правому борту (в части экземпляров по левому). Далее передний грузовой отсек 7,33 куб.м. Затем пассажирский салон длиной 16,88 м, шириной 2,74 м и высотой 2,36 м. Объём салона 106,9 куб.м. Количество кресел в салоне зависит от модификации и требований заказчика. Расстояние между рядами около 780 мм. В задней части салона гардероб, буфет и туалетная кабинка. Входная дверь в салон по левому борту в задней части фюзеляжа. Под полом салона грузовой отсек объёмом 7,53 куб.м. В грузовой версии вместо пассажирского салона грузовой отсек с люком 2,38 х 1,70 м.

Крыло - цельнометаллическое свободнонесущее разъёмное, трапециевидное в плане. Профиль NACA 23016/23012. Обшивка из плакированного алюминия. Состоит из центроплана и съёмных консолей. Центроплан трёхлонжеронный жёстко связан с фюзеляжем, консоли однолонжеронные. Элерон однолонжеронный с металлическим каркасом и полотняной обшивкой.

Двигатель - четыре поршневых двигателя, установленных в аэродинамических гондолах на центроплане. Закрыты трёхсекционными капотами NACA. Применялись следующие типы двигателей:

  • Pratt & Whitney R-2000-3 - 1100 л.с./ 820 кВт, 14-ти цилиндровый двухрядный звёздообразный карбюраторный воздушного охлаждения(C-54, C-54B);

  • Pratt & Whitney R-2000-7 - 1333 л.с./ 994 кВт, 14-ти цилиндровый двухрядный звёздообразный карбюраторный воздушного охлаждения(C-54A, C-54B);

  • Pratt & Whitney R-2000-9 - 1450 л.с./ 1081 кВт, 14-ти цилиндровый двухрядный звёздообразный карбюраторный воздушного охлаждения(C-54A, C-54B);

  • Pratt & Whitney R-2000-11 - 1350 л.с./ 1006 кВт, 14-ти цилиндровый двухрядный звёздообразный карбюраторный воздушного охлаждения(C-54D);

  • Pratt & Whitney R-2000 - 1450 л.с./ 1081 кВт, 14-ти цилиндровый двухрядный звёздообразный карбюраторный воздушного охлаждения(DC-4-1009);

Винт изменяемого шага трёхлопастный Hamilton Standard Hydromatic диаметром 4 метра.

Оперение - цельнометаллическое однокилевое, классической схемы. Киль двухлонжеронный жёстко связан с фюзеляжем, имеет руль направления. Стабилизатор двухлонжеронный свободнонесущий с рулём высоты. У рулей высоты и направления каркас металлический, обшивка полотняная. Оперение статически и динамически сбалансировано с помощью триммеров.

Шасси - убираемое трёхстоечное, с передней стойкой. В задней части фюзеляжа подпружиненный костыль. Основные стойки убираемые вперёд в гондолы внутренних двигателей . По два колеса на каждой стойке. Колёса Goodyear с шинами низкого давления. Тормоза гидравлические. Передняя стойка с одним колесом без тормоза, убираемая в носовую часть фюзеляжа вперёд.

Управление и системы - Пневматическая противообледенительная система Goodrich на передних кромках крыла и стабилизатора. Гидравлическая система управления закрылками, уборкой шасси, поворотом передней стойки, стеклоочистителем и т.п. Электрическая система напряжением 24 вольт постоянного тока. Четыре электрических генератора с приводом от двигателей и четыре батареи.

Оборудование - радиостанция, радиополукомпас, радиовысотомер, автопилот Sperry, высотомер, указатель скорости, авиагоризонт, указатель поворота, магнитный компас и т.д. Тип оборудования в зависимости от версии самолёта и требований заказчика. Приборная панель установлена на гибких антивибрационных резиновых втулках.






 Модификации :
 С-54

 первоначальный самолет с силовой установкой, состоявшей из четырех звездообразных двигателей Пратт-Уитни R-2000-3 мощностью 1350 л.с. (построено 24 самолета).

 С-54А  военизированная модификация, способная перевозить 50 военнослужащих, или 14742 кг ( груза, с силовой установкой из четырех звездообразных двигателей R-2000-7 мощностью 1350 л.с. (построено 252 самолета).
 С-54В

 вариант С-54А, у которого два дополнительных топливных бака в кабине были заменены крыльевыми баками; на первых самолетах устанавливались двигатели R-2000-3, а позднее - двигатели R-2000-7 (построено 220 самолетов).

 VC-54C 

 единственный самолет С-54А, оборудованный под персональный самолет Президента Франклина Д.Рузвельта и названный Sacred Cow.

 С-54D

 основной серийный вариант самолета Скаймастер, в основном похожий на С-54В, но оснащенный четырьмя звездообразными двигателями R-2000-11 мощностью 1350 л.с. (построено 380 самолетов в Чикаго).

 АС-54D

 небольшое количество самолетов С-54D были оснащены специальной электронной аппаратурой для контроля воздушных трасс.

 ЕС-54D  обозначение модели АС-54D, принятое в 1962г.
 НС-54D  обозначение самолета SС-54D, принятое в 1962г.
 JC-54D

 девять самолетов С-54D, приспособленных для операций, связанных с наведением головных частей ракет.

 SC-54D

 38 cамолетов, модифицированных для эксплуатации в Воздушной cпасательной cлужбе со специальными радарами и наблюдательными блистерами.

 ТС-54D

 модифицированные самолеты С-54D учебно-тренировочных самолетов.

 VC-54D

 модифицированные самолеты С-54D для использования в качестве административных самолетов.

 С-54Е

 версия самолета С-54D с конвертируемым салоном, у которого два топливных бака, расположенных в кабине, были окончательно заменены на баки с мягкими стенками, расположенные внутри крыла (построено 125 машин).

 ХС-54F

 один из С-54В был экспериментально оснащен двустворчатыми дверьми для выброски парашютистов как опытный самолет предполагаемой модели.

 С-54F  основан на планере самолета С-54D.
 C-54G

 транспортно-десантный вариант, основанный на самолете С-54Е и оснащенный звездообразными двигателями R-2000-9 (построено 162 машины в Санта Монике).

 VC-54G  административные самолеты, переделанные из С-54G.
 С-54GM

 обозначение самолета, построенного на базе DC-4 компанией Canadair.

 С-54Н

 вариант для воздушно-десантных войск с четырьмя звездообразными двигателями R 2000-9.

 С-54J

 административный самолет на базе С-54G, но без места для перевозки груза.

 ХС-54К

 единственный самолет С-54Е, экспериментально оснащенный четырьмя звездообразными двигателями Wright R-1820-HD Cyclone мощностью 1425 л.с.

 С-54L  единственный самолет С-54А с модифицированной топливной системой.
 С-54М  обозначение 38 самолетов С-54Е, использованных в качестве перевозчиков угля по "Берлинскому воздушному мосту"; полезная нагрузка была увеличена на 1134 кг.
 МС-54М

 обозначение 30 самолетов С-54Е, оснащенных для эвакуации пострадавших, использовались в ходе Корейской войны.

 ЕС-54U

 после 1962г. так обозначались самолеты R5D-4, оснащенные для испытаний и тренировок оборудованием радиопротиводействия.

 ХС-112

 вариант с герметичной кабиной, оснащенный четырьмя звездообразными двигателями Пратт-Уитни R-2800-22W.

 XC-114

 прототип, основанный на варианте С-54Е с удлиненным на 2,06 м  фюзеляжем, оснащенный четырьмя двигателями Allison V-1710-131 V-12 мощностью 1620 л.с.

 ХС-115

 вариант, основанный на модели ХС-114, с четырьмя двигателями Packard V-1650-209 V-12 мощностью 1650 л.с.

 ХС-116

 единственный прототип, похожий на самолет ХС-114, но имевший термическую, а не пневматическую противообледенительную систему.

 R5D-1  обозначение 56 самолетов С-54А, переданных ВМС США.
 R5C-1C

 обозначение самолетов R5D-1, на которых уже в процессе эксплуатации топливная система была модифицирована как на самолете С-54В.

 R5D-1F

 административный самолет - версия R5D-1, после 1962г. обозначенная VC-54N.

 R5D-1Z  временное обозначение модели R5D-1FNC-54N.
 R5D-2  обозначение 30 самолетов С-54В, переданных ВМС США. 
 R5D-2F 

 административный самолет - вариант модели R5D-2, после 1962г. обозначенный как VC-54P.

 R5D-2Z  промежуточное обозначение модели R5D-2FNC-54P.
 R5D-3

 обозначение 86 самолетов С-54D, переданных ВМС США; после 1962г. обозначены С-54Q (базовый транспорт), RC-54V (самолет для фотографирования с воздуха) и VC-54Q (административный самолет); последний самолет эксплуатировался под промежуточным обозначением R5D-3Z.

 R5D-4  обозначение 20 самолетов С-54F, переданных ВМС США.
 R5D-4R

 транспортный самолет для перевозки личного состава - вариант самолета R5D-4; после 1962г. обозначен С-54R.

 R5D-5

 обозначение 13 морских самолетов, эквивалентных самолету С-54G и используемых в основном Береговой охраной США; после 1962г. их обозначили С-54S.

 R5D-5R

 вариант самолета R5D-5 для индивидуального пользования; после 1962г. их обозначили VC-54T.

 R5D-5Z

 административный самолет - вариант самолета R5D-5; после 1962г. обозначен VC-54S.

 R5D-6  проектная модель, эквивалентная самолету С-54J.
 DC-4-1009   модель вместимостью до 86-ти пассажиров.
 DC-4-1037

 гражданская модель, предназначенная для грузовых перевозок.

 Skymaster Mk1

 обозначение, принятое в ВВС Англии для самолетов С-54В и С-54D, полученных по ленд-лизу.




 ЛТХ:
Модификация   С-54А
Размах крыла, м   35.81
Длина, м   28.63
Высота, м   8.39
Площадь крыла, м2   135.91
Масса, кг  
  пустого самолета   17237
  нормальная взлетная   33112
Тип двигателя   4 ПД Pratt Whitney R-2000-7
Мощность, л.с.   4 х 1350
Максимальная скорость , км/ч   441
Крейсерская скорость , км/ч   385
Практическая дальность, км   6276
Боевая дальность, км   4023
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   6705
Экипаж, чел   6
Полезная нагрузка:   50 солдат или 14742 кг груза


 Доп. информация :


  Фотографии:

 C-54-DO
 C-54A-DO
 C-54A-DC
 C-54B
 C-54B  (R5D-5)       (c) Bob Garrard
 C-54D
 C-54D       (c) Bob Garrard
 C-54E       (c) Ralf Manteufel
 Грузовой отсек C-54D    (c) Christian Waser
 Кабина пилотов C-54D   (c)  Ralph M. Pettersen

  Схемы:

 C-54

  Варианты окраски:

 C-54A-DO
 C-54D

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Douglas C-54
Владимир Быков. Авиалайнеры Мира. Douglas DC-4 /C-54 Skymaster
Aerofiles.com. Douglas
Putnam. Rene J. Francillon. McDonnell Douglas Aircraft since 1920
Flugzeug Profile. Karl-Heinz Regnat. Douglas C-54 Skymaster
Alain Picollet. Douglas DC-4/C-54 Skymaster


Уголок неба. 2012 



 

  Реклама: