Под первоначальным обозначением DC-4, которое быстро было изменено на DC-4E
("E" - экспериментальный), компания "Douglas" спроектировала и построила
прототип нового авиалайнера большой вместимости, который должен был прийти на
смену DC-3. Этот весьма дорогостоящий проект финансировался совместно "Douglas"
и пятью американскими авиакомпаниями (каждая из сторон внесла по 100000
долларов). DC-4E представлял собой низкоплан цельнометаллической конструкции с
большим фюзеляжем почти круглого сечения, с трехкилевым хвостовым оперением и трехопорным шасси, основные опоры которого имели по одному большому колесу и
убирались в крыльевые ниши. Силовая установка включала четыре звездообразных
двигателя R-2180, установленных в крыльевых гондолах.
Прототип совершил первый полет 7 июня 1938 года. К тому времени две авиакомпании
- "Pan American" и TWA - вышли из проекта, а характеристики и стоимость
эксплуатации авиалайнера оказались хуже ожидаемых. В конечном итоге руководство
"Douglas" и оставшихся в проекте трех авиакомпаний - "American", "Eastern" и "United"
- решили переориентироваться на создание другого самолета, который был бы менее
сложным и дорогостоящим в производстве и эксплуатации. В результате этого
решения вскоре появилось семейство самолетов DC-4 и C-54, а единственный
прототип DC-4E был чуть позже продан в Японию, где получил обозначение LXD1 и
использовался компанией "Nakajima" в процессе создания тяжелого бомбардировщика
G5N.
Новый DC-4 образца 1939 года был практически другим самолетом: легче
предшественника, с новым крылом большего удлинения, традиционным хвостовым
оперением с одним килем, убирающимся трехопорным шасси со спаренными колесами на
главных стойках. Изначально в состав силовой установки включили четыре двигателя
мощностью по 1000 л. с. (746 кВт), но после переговоров с заинтересованными
авиакомпаниями самолет пошел в серию - даже без постройки прототипа - с четырьмя
звездообразными двигателями R-2000-2SD1G Twin Wasp мощностью по 1450 л. с. (1081
кВт).
Однако до вступления США во Вторую мировую войну ни один самолет так и не успел
покинуть завод, и все машины отныне достраивались только для военных - под
обозначением C-54 Skymaster (первый поднялся в воздух 14 февраля 1942 года).
Поначалу передававшиеся военным машины были гражданскими авиалайнерами,
получившими военную окраску, но затем производственные контракты уже
подразумевали сборку самолетов, приспособленных к решению военных задач -
перевозке грузов и личного состава, а также эвакуации раненых. Первым из таких
военизированных вариантов самолета, поступившим на вооружение ВВС Армии США,
стал C-54A, отличавшийся усиленным полом, грузовой дверью и погрузочным
оборудованием. Следом появились и другие военизированные модификации самолета,
имевшие вместимость 50 человек для перевозок на маршрутах малой и средней
протяженности и 20 человек - для полетов на большую дальность. DC-4 также
строился и для ВМС США под обозначением R5D в нескольких вариантах. В общей
сложности для ВВС Армии и ВМС США были построены более 1000 самолетов.
На завершающей стадии выпуска "Douglas" изготовила 79 самолетов DC-4,
предназначенных уже для гражданского рынка, которые вместе с большим количеством
снятых с вооружения C-54 были проданы различным авиакомпаниям и активно
эксплуатировались на дальнемагистральных маршрутах вплоть до появления более
подходящих для этого авиалайнеров.
На базе DC-4 были созданы различные специализированные варианты: 21 самолет с
V-образными двигателями Rolls-Royce Merlin мощностью по 1725 л. с. (1286 кВт),
разработанный монреальской "Canadair" специально для канадских ВВС (под
названием "North Star"); для гражданских эксплуатантов был разработан DC-4M; еще
одним вариантом DC-4 стал Aviation Traders Carvair. Вместимость у различных
модификаций была также различной: базовый вариант был рассчитан на экипаж из 4
человек и 44 пассажира, с достаточно большим шагом между креслами, но некоторые
авиакомпании выполнили более плотную компоновку пассажирского салона - на 86
мест. Вариант же DC-4M был рассчитан на перевозку в салоне эконом-класса 62
пассажиров.
Этот самолет внес большой вклад в операцию по установлению так называемого
Берлинского воздушного моста в 1948-1949 годах (во время блокады Западного
Берлина). Причем авиалайнер также оказался долгожителем, и незначительное
количество таких машин продолжало летать даже в начале нового тысячелетия.
Конструкция.
Цельнометаллический свободнонесущий низкоплан классической схемы с четырьмя
поршневыми двигателями и убираемым трёхопорным шасси.
Фюзеляж - полумонокок овального сечения с обшивкой из плакированного алюминия.
Диаметр 3254 мм по большой оси. Состоит из пилотской кабины, пассажирского
салона и хвостовой части (пассажирский вариант). Пилотская кабина трёхместная,
позади неё кабина бортрадиста. Входная дверь в кабину по правому борту (в части
экземпляров по левому). Далее передний грузовой отсек 7,33 куб.м. Затем
пассажирский салон длиной 16,88 м, шириной 2,74 м и высотой 2,36 м. Объём салона
106,9 куб.м. Количество кресел в салоне зависит от модификации и требований
заказчика. Расстояние между рядами около 780 мм. В задней части салона гардероб,
буфет и туалетная кабинка. Входная дверь в салон по левому борту в задней части
фюзеляжа. Под полом салона грузовой отсек объёмом 7,53 куб.м. В грузовой версии
вместо пассажирского салона грузовой отсек с люком 2,38 х 1,70 м.
Крыло - цельнометаллическое свободнонесущее разъёмное, трапециевидное в плане.
Профиль NACA 23016/23012. Обшивка из плакированного алюминия. Состоит из
центроплана и съёмных консолей. Центроплан трёхлонжеронный жёстко связан с
фюзеляжем, консоли однолонжеронные. Элерон однолонжеронный с металлическим
каркасом и полотняной обшивкой.
Двигатель - четыре поршневых двигателя, установленных в аэродинамических
гондолах на центроплане. Закрыты трёхсекционными капотами NACA. Применялись
следующие типы двигателей:
-
Pratt & Whitney R-2000-3 - 1100 л.с./ 820 кВт, 14-ти цилиндровый двухрядный
звёздообразный карбюраторный воздушного охлаждения(C-54, C-54B);
-
Pratt & Whitney R-2000-7 - 1333 л.с./ 994 кВт, 14-ти цилиндровый двухрядный
звёздообразный карбюраторный воздушного охлаждения(C-54A, C-54B);
-
Pratt & Whitney R-2000-9 - 1450 л.с./ 1081 кВт, 14-ти цилиндровый двухрядный
звёздообразный карбюраторный воздушного охлаждения(C-54A, C-54B);
-
Pratt & Whitney R-2000-11 - 1350 л.с./ 1006 кВт, 14-ти цилиндровый двухрядный
звёздообразный карбюраторный воздушного охлаждения(C-54D);
-
Pratt & Whitney R-2000 - 1450 л.с./ 1081 кВт, 14-ти цилиндровый двухрядный
звёздообразный карбюраторный воздушного охлаждения(DC-4-1009);
Винт изменяемого шага трёхлопастный Hamilton Standard Hydromatic диаметром 4
метра.
Оперение - цельнометаллическое однокилевое, классической схемы. Киль
двухлонжеронный жёстко связан с фюзеляжем, имеет руль направления. Стабилизатор
двухлонжеронный свободнонесущий с рулём высоты. У рулей высоты и направления
каркас металлический, обшивка полотняная. Оперение статически и динамически
сбалансировано с помощью триммеров.
Шасси - убираемое трёхстоечное, с передней стойкой. В задней части фюзеляжа
подпружиненный костыль. Основные стойки убираемые вперёд в гондолы внутренних
двигателей . По два колеса на каждой стойке. Колёса Goodyear с шинами низкого
давления. Тормоза гидравлические. Передняя стойка с одним колесом без тормоза,
убираемая в носовую часть фюзеляжа вперёд.
Управление и системы - Пневматическая противообледенительная система Goodrich на
передних кромках крыла и стабилизатора. Гидравлическая система управления
закрылками, уборкой шасси, поворотом передней стойки, стеклоочистителем и т.п.
Электрическая система напряжением 24 вольт постоянного тока. Четыре
электрических генератора с приводом от двигателей и четыре батареи.
Оборудование - радиостанция, радиополукомпас, радиовысотомер, автопилот Sperry,
высотомер, указатель скорости, авиагоризонт, указатель поворота, магнитный
компас и т.д. Тип оборудования в зависимости от версии самолёта и требований
заказчика. Приборная панель установлена на гибких антивибрационных резиновых
втулках.
Модификации
: |
|
|
С-54
|
первоначальный самолет с
силовой установкой, состоявшей из
четырех звездообразных двигателей Пратт-Уитни R-2000-3 мощностью 1350 л.с. (построено
24 самолета).
|
С-54А |
военизированная модификация,
способная перевозить 50 военнослужащих,
или 14742 кг ( груза, с силовой установкой
из четырех звездообразных двигателей
R-2000-7 мощностью 1350 л.с. (построено 252
самолета).
|
С-54В |
вариант С-54А, у которого два
дополнительных топливных бака в кабине
были заменены крыльевыми баками; на
первых самолетах устанавливались
двигатели R-2000-3, а позднее - двигатели
R-2000-7 (построено 220 самолетов).
|
VC-54C
|
единственный самолет С-54А,
оборудованный под персональный самолет
Президента Франклина Д.Рузвельта и
названный Sacred Cow. |
С-54D |
основной серийный вариант
самолета Скаймастер, в основном похожий
на С-54В, но оснащенный четырьмя
звездообразными двигателями R-2000-11
мощностью 1350 л.с. (построено 380 самолетов
в Чикаго). |
АС-54D |
небольшое количество
самолетов С-54D были оснащены специальной
электронной аппаратурой для контроля
воздушных трасс.
|
ЕС-54D |
обозначение модели АС-54D,
принятое в 1962г.
|
НС-54D |
обозначение самолета SС-54D,
принятое в 1962г.
|
JC-54D |
девять самолетов С-54D,
приспособленных для операций, связанных
с наведением головных частей ракет.
|
SC-54D |
38 cамолетов, модифицированных
для эксплуатации в Воздушной cпасательной
cлужбе со специальными радарами и
наблюдательными блистерами.
|
ТС-54D
|
модифицированные самолеты С-54D
учебно-тренировочных самолетов. |
VC-54D |
модифицированные самолеты С-54D
для использования в качестве
административных самолетов.
|
С-54Е |
версия самолета С-54D с
конвертируемым салоном, у которого два
топливных бака, расположенных в кабине,
были окончательно заменены на баки с
мягкими стенками, расположенные внутри
крыла (построено 125 машин).
|
ХС-54F |
один из С-54В был
экспериментально оснащен
двустворчатыми дверьми для выброски
парашютистов как опытный самолет
предполагаемой модели.
|
С-54F |
основан на планере самолета С-54D.
|
C-54G
|
транспортно-десантный вариант,
основанный на самолете С-54Е и оснащенный
звездообразными двигателями R-2000-9 (построено
162 машины в Санта Монике).
|
VC-54G |
административные самолеты,
переделанные из С-54G. |
С-54GM |
обозначение самолета,
построенного на базе DC-4 компанией Canadair.
|
С-54Н
|
вариант для воздушно-десантных
войск с четырьмя звездообразными
двигателями R 2000-9. |
С-54J |
административный самолет на
базе С-54G, но без места для перевозки
груза.
|
ХС-54К |
единственный самолет С-54Е,
экспериментально оснащенный четырьмя
звездообразными двигателями Wright R-1820-HD
Cyclone мощностью 1425 л.с.
|
С-54L
|
единственный самолет С-54А с
модифицированной топливной системой.
|
С-54М |
обозначение 38 самолетов С-54Е,
использованных в качестве перевозчиков
угля по "Берлинскому воздушному мосту";
полезная нагрузка была увеличена на 1134
кг.
|
МС-54М |
обозначение 30 самолетов С-54Е,
оснащенных для эвакуации пострадавших,
использовались в ходе Корейской войны. |
ЕС-54U |
после 1962г. так обозначались
самолеты R5D-4, оснащенные для испытаний и
тренировок оборудованием
радиопротиводействия.
|
ХС-112 |
вариант с герметичной кабиной,
оснащенный четырьмя звездообразными
двигателями Пратт-Уитни R-2800-22W.
|
XC-114
|
прототип, основанный на
варианте С-54Е с удлиненным на 2,06 м
фюзеляжем, оснащенный четырьмя
двигателями Allison V-1710-131 V-12 мощностью 1620 л.с.
|
ХС-115 |
вариант, основанный на модели
ХС-114, с четырьмя двигателями Packard V-1650-209
V-12 мощностью 1650 л.с.
|
ХС-116 |
единственный прототип,
похожий на самолет ХС-114, но имевший
термическую, а не пневматическую противообледенительную систему.
|
R5D-1
|
обозначение 56 самолетов С-54А,
переданных ВМС США.
|
R5C-1C |
обозначение самолетов R5D-1, на
которых уже в процессе эксплуатации
топливная система была модифицирована
как на самолете С-54В. |
R5D-1F |
административный самолет -
версия R5D-1, после 1962г. обозначенная VC-54N.
|
R5D-1Z |
временное обозначение модели
R5D-1FNC-54N.
|
R5D-2 |
обозначение 30 самолетов С-54В,
переданных ВМС США.
|
R5D-2F
|
административный самолет -
вариант модели R5D-2, после 1962г.
обозначенный как VC-54P. |
R5D-2Z |
промежуточное обозначение
модели R5D-2FNC-54P.
|
R5D-3 |
обозначение 86 самолетов С-54D,
переданных ВМС США; после 1962г.
обозначены С-54Q (базовый транспорт), RC-54V (самолет
для фотографирования с воздуха) и VC-54Q (административный
самолет); последний самолет
эксплуатировался под промежуточным
обозначением R5D-3Z. |
R5D-4
|
обозначение 20 самолетов С-54F,
переданных ВМС США. |
R5D-4R |
транспортный самолет для
перевозки личного состава - вариант
самолета R5D-4; после 1962г. обозначен С-54R.
|
R5D-5 |
обозначение 13 морских самолетов,
эквивалентных самолету С-54G и
используемых в основном Береговой
охраной США; после 1962г. их обозначили С-54S.
|
R5D-5R |
вариант самолета R5D-5 для
индивидуального пользования; после 1962г.
их обозначили VC-54T.
|
R5D-5Z |
административный самолет -
вариант самолета R5D-5; после 1962г.
обозначен VC-54S. |
R5D-6 |
проектная модель, эквивалентная
самолету С-54J.
|
DC-4-1009
|
модель вместимостью до 86-ти
пассажиров. |
DC-4-1037 |
гражданская модель,
предназначенная для грузовых перевозок.
|
Skymaster Mk1 |
обозначение, принятое в ВВС
Англии для самолетов С-54В и С-54D,
полученных по ленд-лизу. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
С-54А |
Размах крыла, м |
35.81 |
Длина, м |
28.63 |
Высота, м |
8.39 |
Площадь крыла, м2 |
135.91 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
17237 |
нормальная взлетная |
33112 |
Тип двигателя |
4 ПД Pratt Whitney R-2000-7 |
Мощность, л.с. |
4 х 1350 |
Максимальная скорость , км/ч |
441 |
Крейсерская скорость , км/ч |
385 |
Практическая дальность, км |
6276 |
Боевая дальность, км |
4023 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
6705 |
Экипаж, чел |
6 |
Полезная нагрузка: |
50 солдат или 14742 кг груза |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2012
|