В 30-е годы прошлого века американская фирма "Локхид" уверенно вышла на рынок
пассажирских самолетов с семейством довольно удачных двухмоторных лайнеров
"Электра" - L-12, L-14 и L-18. Поэтому неудивительно, что когда в 1939 г.
авиакомпаниям "Пан Америкен" и "Трансконтинентал энд Вестерн Эйр" (TWA)
понадобился новый самолет пасажировместимостью 40 человек для дальних
магистралей протяженностью до 3500 миль, они обратились именно к "Локхиду".
Работу над новым заданием возглавили конструктор Хэл Хиббард и аэродинамик Келли
Джонсон. Разработка велась не "с нуля" - в основу был положен проект L-44 "Экскалибур",
рассчитанный на 21 пассажира и завершенный в 1938 году, однако так и не
воплощенный в металл. Новый проект, соответствовавший требованиям заказчиков,
получил обозначение L-49 и название "Экскалибур А", вскоре измененное на "Констеллейшн".
Работа над "49-й моделью" продвигалась довольно медленно. Это во многом было
вызвано массой технических новшеств, примененных конструкторами в стремлении
создать настоящий "лайнер завтрашнего дня". В итоге у них получился элегантный
четырехмоторный низкоплан с трехкилевым оперением. Расчетная
пассажировместимость составляла 44 человека.
Наиболее характерными новшествами, примененными в самолете, стали трехлопастные
винты изменяемого шага с возможностью реверса, гидравлические бустерные
усилители в каналах управления элеронами, рулями высоты и направления,
герметичная кабина, а также трехопорное шасси с носовой опорой и спаренными
колесами на очень длинных стойках (для обеспечения приемлемого расстояния от
винтов до земли).
Нападение Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. и вступление США в войну
привело к крутому повороту в судьбе "Созвездия". Прототип, строительство
которого велось на заводе в Бербанке (штат Калифорния), был реквизирован
Авиационным корпусом Армии США для применения в качестве военно-транспортного
самолета. Но строившиеся "Локхидом" истребители Р-38 "Лайтнинг", а также
морские патрульные самолеты "Хадсон" и "Вентура" были на войне гораздо нужнее
пассажирского лайнера. Поэтому работы над прототипом L-49, получившим военное
обозначение С-69, шли неспешно. Наземные испытания самолет начал еще с
гражданской регистрацией NX25600, но к моменту первого взлета - 9 января 1943 г.
- он уже получил военный номер 43-10309.
Для испытаний пришлось пригласить летчика-испытателя фирмы "Боинг" Эдди Аллена,
поскольку фирменные пилоты "Локхида" не имели опыта испытаний таких тяжелых
многомоторных машин. В первый же день самолет выполнил шесть полетов - три под
управлением Аллена и три, в ходе которых он выполнял функции второго пилота, а
управлял самолетом "локхидовский" пилот Майло Бархем, ранее не поднимавший в
воздух ничего тяжелее "Лайтнинга".
В первом полете на борту С-69 находился один из создателей самолета Келли
Джонсон. В тот же день "Констеллейшн" перегнали с заводского аэродрома на
авиабазу "Мюрок Филд" (нынешняя авиабаза "Эдварде"). А чуть более месяца спустя
Эдди Аллен погиб на испытаниях бомбардировщика В-29...
Самолет получил моторы "Райт" R-3350-35 мощностью по 2200 л.с. Эти
18-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения относились к наиболее мощным в те
времена. Но основными их потребителями были тяжелые бомбардировщики В-29, что
накладывало существенные ограничения на объемы предполагаемого производства
транспортников "Л окхида".
В общей сложности предполагалось приобрести порядка 300 экземпляров серийных
С-69 разных модификаций: базовой С-69, рассчитанной на перевозку 81 солдата;
С-69А - специализированной для перевозки войск (без возможности конвертации в
грузовой вариант); С-69В - с увеличенной дальностью; С-69С и С-69D - для
перевозки VIP-персон (соответственно на 43 и 57 пассажиров) и С-69Е -
"морозоустойчивый" вариант для применения в Арктике.
На практике же эти планы были реализованы лишь частично. Изготовили 22 серийных
самолета: 21 С-69 и единственный С-69С. Прототип С-69 переоборудовали в опытный
ХС-69Е, но серийно эта модификация не строилась.
На стадии эскизного проекта остался бомбардировочный вариант "Констеллейшна" -
ХВ-30, предложенный в 1940 г. в ответ на возникшую потребность в
бомбардировщиках дальнего действия. Он был представлен на конкурс вместе с
проектами "Боинг" ХВ-29, "Дуглас" ХВ-31 и "Консолидейтед " ХВ-32. Итог конкурса
известен - для реализации отобрали проекты "Боинга" и (для подстраховки) "Консолидейтед",
а ХВ-30 и ХВ-31 канули в Лету.
16 апреля 1944 г. С-69 установил рекорд скорости трансконтинентального перелета,
преодолев расстояние от западного до восточного побережья США - из Бербанка до
Вашингтона - за шесть часов 57 минут 51 секунду. Подобное достижение позволило
президенту TWA Джеку Фраю заявить: "Завтрашний день уже наступил!". Через
несколько дней этот же самолет осуществил 50-минутный полет под управлением
Орвилла Райта - 72-летнего пионера авиации. Символично, что самолет поднялся в
воздух с авиабазы его имени "Райт Филд" (штат Огайо).
В 1944-45 гг. около полутора десятков С-69 применялись в качестве транспортных
самолетов на Тихоокеанском ТВД. Здесь в полной мере оценили их большую дальность
полета и максимальную скорость, превышавшую аналогичный показатель японских
истребителей "Зеро".
После войны С-69 еще несколько лет служили в составе Авиатранспортного
командования ВВС США, но в рамках стандартизации самолетного парка были заменены
"дугласами" С-54. Большинство списанных военными С-69 выкупила
фирма-производитель (два самолета не "дожило" до этого момента - "Констеллейшн"
No.1972 разбился 18 сентября 1945 г., а N21973 был разрушен в ходе статических
испытаний).
После ремонта самолеты распродали под обозначением L-49 гражданским
авиакомпаниям, в частности, TWA. В американских авиакомпаниях бывшие военные
машины спокойно летали до конца 50-х годов. Пять самолетов продали британской
компании ВОАС.
Гораздо более насыщенной оказалась биография трех С-69, купленных у ВВС США в
1948 году авиакомпанией "Панаманиан". Эта абракадабра маскировала одну из
подставных фирм, созданных израильскими спецслужбами для снабжения молодого
еврейского государства.