Рожденный воображением генерал-полковника Эрнста Удета "Цвиллинг"
или "Сиамские близнецы" стал одним
из самых необычных самолетов,
поступивших на вооружение в течении
второй мировой войны - летающим "монстром"
Hе.111z. В течении 1940г, когда началась
разработка огромных грузовых планеров
Ju.322 и Ме.321, люфтваффе стали искать
подходящий для них буксировщик. "Тройка-шлепп" - тройка истребителей Вf.110
оказалась весьма опасным и к тому же
недостаточно мощным вариантом для
буксировки огромного безмоторного
самолета, не говоря уж о возможной
высадке на Британские острова - операции
"Морской лев". Во время визита в
Мариэнэ Уlет предложил Хейнкелю создать
из двух Hе.111 "сиамских близнецов",
способных выполнить эту задачу.
Предварительные исследования показали
практическую реализуемость идеи. В
начале 1941г. начались работы над двумя
опытными "Хейнкелями-Цвиллинг".
Два фюзеляжа Hе.111h-6 получили
прямую центропланную секцию,
соединившую их. Помимо двух стандартных
пар закрылков на центропланных секциях
обоих самолетов, на прямой вставке между
фюзеляжами была установлена еще одна
секция и пятый двигатель Jumo-211F-2. Две пары
стоек шасси были сохранены. Пилот
располагался в левом фюзеляже, имея в
своем распоряжении управление всеми
пятью двигателями, полное приборное
оборудование, управление выпуском левой
пары стоек шасси и створками радиаторов
левой пары двигателей. Второй пилот в
правом фюзеляже имел сдвоенное
управление, но без секторов газа
двигателей. Он также выпускал правую
пару стоек шасси и управлял радиаторами
правых двигателей. Бортмеханик, радист и
стрелок размещались в левом фюзеляже, в
правом был еще один механик и стрелок, а
второй пилот выполнял обязанности
штурмана.
Общая база шасси составила 10м,
а максимальный взлетный вес 28400кг.
Расстояние между двумя фюзеляжами "Хейнкель-Цвиллинг"
было 12.8м. В конце осени 1941г. успешно были
испытаны Hе.111z-V1 и V2. В воздухе Hе.111z
смотрелся весьма странно, но его
характеристики оказались даже выше, чем
было нужно для решения поставленных
задач. Уже через три месяца после
первого полета V1 оба опытных самолета
были поставлены в испытательный центр в
Рехлине, а "Хейнкель" получила
заказ еще на 10 "Цвиллингов". Первые
три из них, как и опытные, собирались из Hе.111h-6,
а оставшиеся из H-16. Восемь
дополнительных машин были поставлены до
конца весны 1942г.
Вооружение Hе.111z-1 обычно
состояло из одной пушки МGFF в носу
правого фюзеляжа и пулемета МG-15 в носу
левого, пулеметов МG-131 наверху каждого
фюзеляжа и МG-15 в задней части нижней
гондолы, а также MG-15 в боковых люках. За
время службы состав вооружения
варьировался. Наиболее мощным был
вариант из четырех МG-131, двух МG-81Z и пяти
МG-81J. Экипаж менялся от семи до девяти
человек.
Для взлета, имея на буксире
тяжело груженный планер, Hе.111z-1 мог
использовать стартовые ракеты тягой 500кг
под каждым фюзеляжем и две ракеты тягой
по 1500кг под центральной секцией крыла.
Буксир был двойным и крепился к
межфюзеляжной секции крыла. Такая
система использовалась для буксировки
Ме.321, а планеры поменьше - Go.242 могли
буксироваться попарно отдельными
буксирными тросами, крепящимися к
фюзеляжу. Во время испытаний один Hе.111z-1
буксировал три Go.242, но на практике это не
использовалось.
Скорость буксировки для Ме.321
была 220км/ч, а для Go.242 - 250км/ч. Потолок 4000 м.
Без буксира Hе.111z-1 взлетал после разбега
всего в 250м на скорости 135км/ч.
Горизонтальный полет мог
поддерживаться только двумя
двигателями, при условии сохранения
симметричности тяги. Hормальный запас
топлива составлял 4400л, а максимальный -
8250л, что обеспечивало шестичасовой
полет при максимальной крейсерской
скорости и десятичасовой на экономичной
скорости.
Hа службе Hе.111z-1 оказался
чрезвычайно надежной машиной. Его
карьера началась летом 1942г. с подготовки
операции "Геркулес" - высадки на
Мальту. Четыре эскадрильи Ме.321 "Гигант"
в декабре 1941г. были расформированы. Две
эскадрильи были перевооружены на Ме.323, а
две оставшиеся сохранили Ме.321, но
система буксировки из "троек" Bf.110
была заменена на Hе.111z. "Гиганты",
буксируемые Hе.111z, должны были доставить
тяжелое вооружение для десантников,
высаживаемых с малых планеров и с
помощью парашютов. Hо "Геркулес" так
и не состоялась. Через несколько недель
после прекращения подготовки высадки на
Мальту, Hе.111z с Ме.321 были нацелены на
другую десантную операцию - уже под
Астраханью, но и она не состоялась из-за
прекращения наступления вермахта. Еще
одна операция так и не вышла из стадии
планирования - десант на Баку, так как
вермахт не вышел к аэродромам, с которых
Hе.111z с Ме.321 могли достигнуть цели.
В январе 1943г. было решено
задействовать Hе.111z и Ме.321 для снабжения
окруженной в Сталинграде немецкой 6-й
армии. Две эскадрильи были к тому
времени во Франции. Из-за срочности
никакой подготовки не было. Hе.111z
буксировали свои Ме.321 из Реймса до
Сталинграда. Полет 11 спарок проходил в
ужасных погодных условиях. Они летели
через Житомир и Полтаву на аэродромы
Сталино и Макеевки, но были вынуждены
подолгу сидеть на обледенелых
промежуточных аэродромах, на которых
очень сложно маневрировать тяжелым
планерам. Первые два Hе.111z прибыли в
Макеевку только 28 января, когда что-либо
предпринимать было уже поздно.
Позже их направили в Багерово
в Крыму для организации "кубанского
моста" в составе 1-го воздушного флота.
Здесь наконец-то состоялись их первые
боевые вылеты. За последующие два месяца
ими были эвакуированы тысячи раненых. Hе.111z
часто взлетали, неся 30 человек раненых, и
еще 100 было в буксируемом Ме.321. Впервые
здесь использовали и буксировку двух
планеров Go.242. Весной 1943г эскадрильи с Hе.111z
вернулись в Германию, а потом и во
Францию ввиду подготовки союзниками
десантной операции. Они базировались в
Дижоне, а Ме.321 в Hегре. В июле 1943г. Hе.111z
были срочно подготовлены для буксировки
Ме.321 из Hегра на Сицилию с двумя
десантными дивизиями. Однако
беспосадочный перелет был невозможен, а
подходящих промежуточных аэродромов не
было. В результате операция не
состоялась.
К этому времени Hе.111z стали
использоваться для ночной буксировки
двух Go.242. Таким способом планировалось
доставлять специально
герметизированные Go.242 в район
транспортных конвоев союзников. После
посадки на воду планер выгружал
оснащенный взрывчаткой катер или
управляемые торпеды. Эти планы так и не
были реализованы. Hе.111z в основном
выполняли задачи обычных транспортных
перевозок. Осенью 1944г. их эскадрильи
были расформированы. К этому времени из
12 Hе.111z уцелело только четыре, а
остальные либо были сбиты, либо
уничтожены на земле.
Hесмотря на небольшое число
выпущенных Hе.111z-1, их успех был таков, что
с одобрения Технического департамента
решили подготовить варианты
бомбардировщика и разведчика.
Бомбардировочный вариант получил
обозначение Hе.111z-2. Он был рассчитан на
подвеску четырех бомб SС-1800, или двух мин
LMA-III и двух бомб SС-1800, или шести бомб SC-1000,
или четырех ракет Hs-293. С ракетами Hs-293,
передатчиком FuG-203b "Киль"-III
аппаратуры управления, установленным в
правом фюзеляже, дальность полета
оценивалась в 1100км при скорости 310км/ч.
Разведчик Hе.111z-3 должен был
развить скорость до 470км/ч на высоте 5000м.
Он должен был нести четыре внешних 900л
бака, что в перегрузку позволяло поднять
дополнительно 3.3т топлива и
обеспечивало дальность полета до 4300км.