Если речь заходит о японском самолетостроении, то в первую очередь перед
глазами возникает знаменитый палубный истребитель A6M Zero. Эта машина
производства компании Mitsubishi прочно вошла в историю наряду с немецким
истребителем Мессершмитт Bf.109. При этом для того, чтобы совершать полеты,
любому самолету необходимо топливо, а с ним у Страны восходящего солнца были
большие проблемы. Именно по этой причине в Японии еще в годы Второй мировой
войны возник необычный проект самолета-танкера, который использовался бы для
доставки топлива в метрополию.
Уже в середине 1941 года Япония оказалась в очень сложном военно-экономическом
положении. 24 июня японские войска высадились во Французском Индокитае,
фактически высадка была согласована с правительством Виши. Такое согласие было
вынужденным, но формально все приличия были соблюдены. Заполучив Индокитай,
японские вооруженные силы получили в свое распоряжение морскую и воздушную базу
Камрань, что значительно расширяло их возможности в регионе. Данный факт был в
штыки воспринят США, Великобританией и Голландией, которые сразу же объявили о
замораживании японских активов в своих банках. До появления нового театра боевых
действий во Второй мировой войне оставались считанные месяцы.
Япония поставила себя в практически безвыходное положение. Страна получала нефть
по двум основным каналам - из Индонезии и Аляски, но оба эти каналы были
перекрыты при содействии США. Аннексия Французского Индокитая дала свои плоды.
Покинуть Индокитай и свернуть войну в Китае империя не могла, это привело бы к
тяжелейшему внутриполитическому кризису в стране. Но и существовать без ресурсов
страна также не могла. Вопрос о войне с США, Великобританией и их союзниками в
Тихом океане становился вопросом ближайшего времени.
Запасов нефти, которыми располагала Япония, могло хватить всего на 6 месяцев
активных боевых действий. Поэтому вся стратегия японских адмиралов заключалась в
захвате доступных нефтеносных районов. В результате была спланирована и
проведена очень сложная военная операция, которая на первых порах развивалась
исключительно успешно. Но выигранное сражение отнюдь не гарантировало выигранной
войны. Японская армия и флот столкнулись с тем же, с чем и Вермахт в СССР.
Череда выигранных битв не приближала победу. Проиграв битву за Москву, Германия
расписалась в крахе стратегии блицкрига, началась затяжная война, которая была
невыгодна Гитлеру. Таким же поворотным моментом для Японии стал Мидуэй.
Генеральное сражение, закончившееся единовременной потерей 3-х тяжелых японских
авианосцев (из 6) при сохранившем свои возможности американском флоте, лишило
Японию каких-либо шансов на победу.
Только в этих условиях на свет и мог появиться такой самолет, как Kokusai Ki-105
"Ohtori", по сути, лишь инструмент для продления бессмысленной агонии империи. В
конце 1942 года японские конструкторы из компании "Ниппон Кокусай" приступили к
разработке тяжелого транспортного планера, машина получила обозначение Кi-7 "Маназуру"
(Журавль). Данный проект в то время не имел приоритетного значения, поэтому его
реализация была неспешной. Еще одним фактором, который тормозил работы по его
проектированию, было то, что Кi-7 должен был стать самым большим планером во
всей истории японской авиации. Все это привело к тому, что первый прототип
побывал в небе лишь в августе 1944 года.
Новый японский планер выделялся достаточно оригинальной конструкцией, так как
несмотря на немалый взлетный вес и достаточно серьезные размеры, она была
выполнена по двухбалочной схеме с разнесенным оперением и наличием центральной
гондолы. В этой гондоле могла разместиться цистерна с горючим массой 8 тонн или
32 полностью экипированных десантника. Шасси планера было сделано неубирающимся,
оно состояло из одного направляющего колеса и четырех основных несущих колес.
Разгрузка и загрузка планера Кi-7 осуществлялась через раздвижные секции,
расположенные в задней части центральной гондолы.
К моменту начал испытаний данного тяжелого планера стратегическое положение
Японии уже оставляло желать лучшего. Театр боевых действий приблизился к
метрополии максимально близко. В этих условиях приоритетом промышленности был
выпуск истребителей, главным образом истребителей-перехватчиков. По этой причине
успешно прошедший испытания планер в серийное производство не пошел. При этом,
не желая зря терять потраченного времени и наработок, компания Kokusai решила
создать на базе Кi-7 транспортный самолет. В инициативном порядке был
спроектирован тяжелый транспортный самолет-танкер. Первоначально он получил
обозначение Ku-7-II "Охтори" (английское Ohtori - феникс), а позднее машина
обзавелась армейским индексом Ki-105.
Самолет должен был оснащаться двумя мощными 960-сильными двигателями Мitsubishi,
речь идет о 14-цилиндровых двигателях воздушного охлаждения На-26-II. Также на
самолет устанавливалось все необходимое навигационное оборудование. К лету 1945
года удалось построить первые 9 опытных самолетов данного типа. Армейские
летчики провели испытания машин и признали их весьма удачными. Всего японцы
планировали выпустить до 300 тяжелых транспортников Ki-105.
Данные самолеты должны были применяться в роли воздушных танкеров для доставки
топлива с мест добычи еще подконтрольных Японии. При этом большая часть горючего
(до 80%) тратилась бы на сам перелет. Но даже это устраивало японское
руководство, так как положение с топливом в Японии в конце войны было просто
катастрофическим. Однако претворить планы в жизнь до своей капитуляции Япония
уже не успела. Самолет Kokusai Ki-105 "Ohtori" так и остался опытной машиной,
которая была выпущена серией всего в 9 штук.
(c) alternathistory.org.ua