Такая страна как Дания
никогда не считалась бедным европейским государством. Датчане вполне
могли позволить себе постройку собственных самолётов или другой боевой
техники на имеющихся производственных мощностях, однако военную технику
они предпочитали закупать за границей или приобретали лицензию на
постройку небольшой партии машин. Исключением были, разве что, только
самолёты многоцелевого назначения, которые могли найти применение и в
военной и в гражданской сфере.
В предвоенные годы
единственной фирмой, выпускавшей именно датские самолёты была SAI -
Skandinavisk Aero Industrie. Её первым удачным опытом стал выпуск
самолёта KZ.II, предназначавшегося для обучения пилотов и выполнения
фигур высшего пилотажа. Во время войны фирма SAI своих самолётов не
выпускала, однако это не означало, что датчане не пытались проектировать
новые летательные аппараты. В 1943 г. одобрение получил проект
двухмоторного самолёта KZ.IV. Назначение его определялось как
санитарный и транспортный, что благотворно сказалось на судьбе
построенных машин. По внешнему виду эта машина напоминала самолёты фирмы
de Havilland DH.89\DH.90 - в ней сохранялась деревянная конструкция,
неубираемое шасси в обтекателях и два экономичных, но маломощных рядных
двигателя DH "Gipsy Major". В 1939 г. Дания купила несколько таких
моторов в Великобритании, но в связи с оккупацией страны применения им
долгое время не находилось.
В самолёте SAI KZ IV могли разместиться до шести
человек, пассажирский салон был
оборудован местами для четырёх пассажиров, к тому
же имелось дополнительное пространство для размещения
носилок для больных и раненых людей. При необходимости, самолёт SAI KZ
IV может также перевозить на своём борту и разнообразные грузы массой до
722 килограмм, что даже при полной загрузке самолёта людьми, позволяло
транспортировать дополнительно около 200 килограмм полезной нагрузки.
Силовая установка самолета включала
в себя два поршневых авиационных двигателя марки de Havilland Gipsy
Major, каждый из которых способен развивать тягу в 145 л.с., что в свою
очередь обеспечивает самолёту высокую грузоподъёмность, и весьма
приемлемую скорость перемещения, составляющую 215 км/ч.
Максимальная дистанция следования самолёта также является весьма
приемлемой, составляя около 850 километров беспосадочного полёта.
Первый прототип KZ.IV был построен в начале 1944 г. и нес на борту
датский гражданский код OY-DIZ и название "Folke Bernadotte". Первый
полет он совершил 29 мая и в скором времени поступило распоряжение
использовать самолёт в качестве курьерского. В 1945 г. на нем был
доставлен в Швецию немецкий чиновник, с которым велись переговоры об
освобождении датских и норвежских заключенных из концлагерей. После
войны KZ.IV находился в частных руках и дольше всего использовался в
компании Aero-Kort. В 1979 г. этот самолёт получил сильные повреждения
во время вынужденной посадки близ Аархуса но был вскоре отремонтирован и
доведен до летного состояния.
Второй построенный самолёт
с регистрационным кодом OY-DZU представили на испытания 10 января 1949
г. В эксплуатации он находился меньше, и сейчас KZ.IV экспонируется в
Датском Авиационном Музее в Биллунде.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
KZ.IV |
Размах крыла, м |
16.00 |
Длина самолета,м |
9.80 |
Высота самолета,м |
2.65 |
Площадь крыла,м2 |
29.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1378 |
максимальная взлетная |
2100 |
Тип двигателя |
2 ПД de Havilland
Gipsy Major |
Мощность, л.с. |
2 х
145 |
Максимальная скорость, км/ч |
215 |
Крейсерская скорость, км/ч |
180 |
Практическая дальность, км |
850 |
Практический потолок, м |
4500 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
двое медиков и двое раненых на носилках |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|