Avro 691 Lancastrian был создан в Канаде в 1942 году, когда на заводе
компании "Victory Aircraft" с самолета Lancaster B.Mk III были удалены турельные
установки, фюзеляж стал более обтекаемым, а на его бортах установили
иллюминаторы. Компания "Trans Canada Airlines" оценила его летные характеристики
и грузоподъемность как вполне удовлетворительные для транспортной машины. Из-за
высокого спроса на скоростные транспортные самолеты прототип передали фирме "Avro"
для внедрения более серьезных изменений, включивших установку 10 пассажирских
кресел и дополнительных топливных баков, что позволило увеличить дальность
полета до 6437 км. В этом варианте самолет 22 июля 1943 года открыл канадскую
правительственную трансатлантическую линию, обслуживаемую авиакомпанией ТСА ("Trans-Canada
Airlines"), перевезя 4 тонны почты.
Британский сертификат летной годности был получен 1 сентября 1943 года. ТСА
инициировала переделку двух (позже семи) самолетов Lancaster B.Mk X канадской
постройки. Одна машина пропала при перелете через Атлантику в декабре 1944 года;
первый экземпляр сгорел во время испытаний двигателя в июне 1945-го; остальные
самолеты продолжали летать по различным маршрутам, протянувшимся в 1946 году от
Прествика до Лондона и ставшим в дальнейшем регулярными пассажирскими
авиалиниями. Однако в мирное время самолет оказался экономически невыгодным и
вскоре был заменен на Lockheed Constellation, успев, однако, совершить 1900
полетов над Атлантикой.
Проблемы с Tudor компании BOAC заставили "Avro" переделать 20 самолетов
Lancaster на конечном этапе производства. После переделки самолет получил
обозначение Avro серии 691 Lancastrian. Этот самолет с топливными баками
емкостью 2273 л в бомбовом отсеке имел дальность полета свыше 6437 км. Первый
экземпляр, сданный в начале 1945 года, установил рекорд, перелетев из
Соединенного Королевства в Новую Зеландию за 3,5 суток. Полеты выполнялись по
маршрутам Содружества авиакомпанией QANTAS, хотя изначально самолет летал с
маркировкой Королевских ВВС и под военным обозначением Lancastrian C.Mk 1. Один
Lancastrian разбился в марте 1946 года. Хотя использование этих самолетов было
нерентабельным, погоня за престижем требовала сохранения этих скоростных рейсов.
После испытаний Lancastrian 1 на Южно-атлантических маршрутах был размещен заказ
на шесть Lancastrian 3 для новой авиакомпании BSAA. Начало их эксплуатации
планировалось на 1946 год. Самолет был рассчитан на 13 пассажиров.
Фирма "Avro" также получила заказ на Lancastrian C.Mk 2 для Королевских ВВС.
Самолет, в целом схожий с гражданским Lancastrian 1, но имеющий девять
пассажирских мест, поступил в эксплуатацию в октябре 1945 года. Было построено
33 таких машины, за ними последовали 18 экземпляров 10- и 13-местных Lancastrian
C.Mk4, аналогичных гражданским Lancastrian 3.
Полеты BSAA в Южную Африку были неудачными во всех отношениях: из шести
купленных Lancastrian четыре потерпели крушения в период с августа 1946-го по
ноябрь 1947 года, два других были проданы компании "Flight Refuelling", а два
Tudor, заменивших Lancastrian, пропали без вести над Атлантикой. Компания BSAA
слилась с BOAC, и последующие 12 машин Lancastrian 3 были переданы другим
покупателям. Lancastrian довольно успешно применялся в качестве "бензовоза" в
операции "Берлинский воздушный мост", доставляя за рейс по 11 365 л бензина или
дизтоплива.
Большинство военных Lancastrian попали на рынок гражданских самолетов, некоторые
использовались для испытаний двигателей. Первый из них, переделанный фирмой "Rolls-Royse"
в 1946 году, оснащался двумя внешними турбореактивными двигателями Nene с силой
тяги 22,24 кН и стал первым в мире гражданским самолетом с реактивной силовой
установкой. Используя в полете только двигатели Nene, Lancastrian в ноябре 1946
года прилетел из Лондона в Париж за 50 минут. Был построен еще один самолет для
испытаний двигателя Nene, два - для de Havilland Ghost, два - для Rolls-Royce
Avon и один - для Armstrong Siddeley Sapphire. Два самолета, переделанные для
испытаний поршневых двигателей, были оснащены внутренними двигателями
Rolls-Royce Griffon 57 и внешними Merlin Т.24/4.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Lancastrian |
Размах крыла, м |
31.09 |
Длина, м |
23.47 |
Высота, м |
6.10 |
Площадь крыла, м2 |
120.49 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
14320 |
нормальная взлетная |
28940 |
Тип двигателя |
4 ПД Rolls-Royce Merlin 24 |
Мощность, л.с. |
4 х 1640 |
Максимальная скорость , км/ч |
498 |
Крейсерская скорость , км/ч |
443 |
Практическая дальность, км |
4872 |
Практический потолок, м |
7260 |
Экипаж, чел |
3 |
Полезная нагрузка: |
9 сидячих пассажиров и коммерческий груз |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2017
|