Санитарная авиация в системе ГВФ появилась в 1930 году как структурное
подразделение при Исполкоме Красного Креста и Красного Полумесяца (позднее
организация именовалась "Советское общество Красного Креста" - СОКК). Для ее
оснащения было решено переоборудовать ряд самолетов, способных осуществлять
перевозку больных или раненых.
В 1934 году на авиазаводе No.23 начали выпускать санитарные У-2, обозначаемые
как СС (санитарный самолет) или С-1. Основное конструктивное изменение -
увеличенный по высоте верхний гаргрот, начинавшийся сразу за кабиной пилота. Под
этим открываемым на земле колпаком мог разместиться один больной на носилках и
сопровождающий врач. Всего в 1934-36 годах в Ленинграде изготовили 99 С-1,
которые широко использовались в санитарной авиации.
В 1937-39 годах санитарные самолеты У-2 не выпускались, однако острая
необходимость наличия таких машин в войсках проявилась во время
советско-финляндской войны. Конструкцию улучшенного варианта, построенного в
1940 году и обозначенного С-2, отличал еще более увеличенный верхний гаргрот с
прорезанными бортовыми иллюминаторами. Всего до конца первого года производства
авиазавод No.23 построил 365 санитарных С-2, оснащаемых двигателем М-11Д
мощностью 115 л.с.. Затем их строительство приостановилось, а с началом войны
прекратилось вовсе. Потребность в санитарных летательных аппаратах в военное
время частично удовлетворялась использованием съемных кабин Бакшаева и
Щербакова, переоборудованием У-2, АП и СП в вариант С-3. Эта модификация,
построенная по предложению техника Филатова (иногда называлась СКФ - санитарная
кабина Филатова), отличалась простотой и оригинальностью. Практически на любую
разновидность У-2 сверху фюзеляжа взамен стандартного гаргрота устанавливался
новый коробчатый обтекатель с центральной перегородкой. В таком выступавшем за
боковые габариты фюзеляжа фанерном контейнере можно было разместить не одного, а
двоих раненых. Заметного влияния на технику пилотирования это не оказало - У-2
простил и такие вольности изменения полетной центровки.
В 1942 году в Казани начали серийно выпускать санитарные кассеты, разработанные
Бакшаевым еще в 1941 году. Такие кассеты могли устанавливаться практически на
любой модификации У-2 (С-1, С-2, АП, СП) и заметно помогли решить проблему
острой нехватки санитарных самолетов. Каждая кассета представляла собой
обтекаемый контейнер с деревянным каркасом, обтянутым авиаполотном и весящий
всего 17 кг. Кассета вмещада одного раненого на носилках, крепилась поверх
нижнего крыла в районе крепления бомбодержателей.
В период 1947-49 годов последняя серия По-2 строилась на авиационном заводе
No.168 в Ростове-на-Дону. С учетом этих вновь выпускаемых самолетов и имеющихся
в эксплуатации весь парк По-2 классифицировался следующим образом: По-2С (Название С-2 определялось как старое). Санитарный самолет, применялся для
срочной доставки врачей в районы, отдаленные от железных дорог, с целью оказания
срочной медицинской помощи, а также для перевозки больных. Кроме этого По-2С
использовался на местных линиях ГВФ как транспортный самолет, мог перевозить
двух пассажиров. Переговорное оборудование не ставилось. Связь с пассажирами
осуществлялась через окно в перегородке, отделяющей кабины.
Для сохранения необходимой центровки фюзеляж По-2С в носовой части удлинен на
304 мм, крепление стоек верхнего центроплана изменено, вынос крыла остался
прежний. На левом борту фюзеляжа за кабинами оборудован люк для установки
аккамулятора. Управление самолетом одинарное. На По-2С, находящихся в
эксплуатации до середины 1950-х годов, встречались три вида топливной системы:
-
с одним фюзеляжным баком 196 л (машины последних выпусков)
-
с двумя фюзеляжными баками, один из них емкостью 74 л установлен сзади (машины
выпуска 1945-46 годов)
-
с тремя баками, один из них в центроплане верхнего крыла (машины ранних
выпусков).
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
С-2 |
По-2С |
Размах крыла, м |
11.40 |
11.40 |
Длина, м |
8.70 |
8.70 |
Высота, м |
3.10 |
3.10 |
Площадь крыла, м2 |
33.15 |
33.15 |
Масса, кг |
|
|
пустого самолета |
760 |
810 |
нормальная взлетная |
1100 |
1250 |
Тип двигателя |
1 ПД М-11Д |
1 ПД М-11К |
Мощность, л.с. |
1 х 115 |
1 х 115 |
Максимальная скорость, км/ч |
149 |
140 |
Крейсерская скорость, км/ч |
115 |
115 |
Практическая дальность, км |
450 |
720 |
Скороподъемность, м/мин |
117 |
67 |
Практический потолок, м |
3200 |
2400 |
Экипаж, чел |
1 |
1 |
Полезная нагрузка: |
два пассажира |
два пассажира |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|