Potez 65 - военно-транспортный самолет. Двухмоторный подкосный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси. Мотогондолы подвешены на фермах между крылом и фюзеляжем. Военный вариант
пассажирского самолета Потэ 62, созданного в КБ фирмы "Сосьете де аэроплане Анри Потэ". Опытный образец этой машины на 16 мест, Потэ 62-01, совершил первый полет 28 января 1935 г. В нем использовали
крыло и оперение бомбардировщика Потэ 540.
С 1936 г. пассажирские самолеты серийно строились на заводе "Потэ" в Мельте. Потэ 65 отличался от гражданских машин усиленным полом, грузовой дверью и
возможностью несения бомбовой нагрузки, а также мотоустановкой, унифицированной с бомбардировщиком Потэ 541. Предназначался в основном для воздушно-десантных операций. Головной серийный (опытного
образца не было) Потэ 65 поднялся в воздух 2 июня 1937 г. Всего изготовили 50 экз. Самолеты Потэ 65 использовались ВВС Франции с июля 1937 г. и Румынии-с 1938 г. Потэ 65 комплектовались первые части французской военно-транспортной авиации. В сентябре 1939 г. они впервые участвовали в маневрах с высадкой десанта. К началу Второй мировой войны Потэ 65 имелись
в двух авиагруппах. Использовались для доставки грузов к фронту и эвакуации при отступлении. В июне 1940 г. вывозили людей и ценные грузы в Северную Африку. Там они базировались после капитуляции,
находясь в составе ВВС правительства Виши. Участвовали в Сирийской кампании в июне - июле 1941 г. Обеспечивали переброску в Ливан и Сирию наземного состава авиачастей из Африки, а после поражения -
обратную эвакуацию в Афины, а затем во Францию. Осуществляли также тайные перевозки военного снаряжения из метрополии в Алжир и Тунис. С ноября 1942 г. действовали на стороне союзников, проводя
тыловые перевозки до 1944 г., когда были окончательно заменены американскими С-47 и С-45. Кроме Потэ 65, к транспортному обеспечению военных действий привлекались аналогичные гражданские Потэ 620 (с моторами GR 14Kirs, позднее переделаны под GR 14N16/17 или HS 12Xrs) и Потэ 621 (с
моторами HS 12Xrs), а также разоруженные бомбардировщики Потэ 540. Один Потэ 621 эксплуатировался "Свободной Францией" в африканских колониях. Румынские самолеты участвовали в начальной стадии боевых действий против СССР, перевозя офицеров и военные грузы.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Potez 65 |
Размах крыла, м |
22.45 |
Длина, м |
17.32 |
Высота, м |
3.90 |
Площадь крыла, м2 |
76.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
4632 |
нормальная взлетная |
7500 |
Тип двигателя |
2 ПД Hispano-Suiza 12Xrs (Hispano-Suiza 12XbrsI) |
Мощность, л.с. |
2 х 720 |
Максимальная скорость , км/ч |
325 |
Крейсерская скорость , км/ч |
300 |
Практическая дальность, км |
1000 |
Практический потолок, м |
7500 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка:: |
14 парашютистов или 16 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|