Весной 1934 года инженер Алессандро
Маркетти разработал проект транспортно-пассажирского самолёта большой
вместимости SM.74, названного позже "Millepiedi" ("сороконожка"). В те годы было
велико влияние голландской школы гражданского авиастроения благодаря широкому
распространению самолётов фирмы Fokker. С небольшими различиями "фоккеры" имели
одинаковую схему: все самолёты представляли собой деревянные (или полудеревянные)
монопланы с высокорасположенным крылом, шасси за редкими исключениями было
неубираемым, а количество двигателей варьировалось од 1 до 4 (в зависимости от
варианта и назначения самолёта). Венцом творения стал не слишком известный у нас
Fokker F.XXXVI, обладавший четырьмя двигателями и максимальным комфортом для
пассажиров. Учитывая зарубежный опыт Маркетти спроектировал аналогичную машину,
только цельнометаллической конструкции. Двухсекционный фюзеляж собирался из
стальных труб и почти целиком обшивался тонкими дюралевыми листами, исключение
составила задняя часть с полотняной обшивкой. Трехлонжеронное
высокорасположенное крыло большей частью позаимствовали от транспортного SM.72:
его изготовляли из дерева и обшивали полотном. Шасси выполнили неубираемым,
прикрыв основные пневматики большими обтекателями. Вместимость SM.74 была
достаточно большой. Экипаж, размещавшийся в носовой части, состоял из пилота,
штурмана, радиста и механика. Специально для удобства обслуживания в крыле
сделали проход, чтобы техник имел доступ к моторам прямо во время полёта.
Пассажирский салон с тремя рядами кресел мог вмещать 20-27 человек. Для хорошего
обзора с пассажирских мест вместо вырезов под отдельные иллюминаторы выполнили
одно длинное окно. Снизу располагался отсек для багажа. Самолёт оснащался
четырьмя двигателями Piaggio P.X R мощностью 700 л.с. с трехлопастными
металлическими винтами. Первый образец SM.74 (код I-URBE, серийный номер 21001) поднялся в воздух 26
марта 1935 года. Испытания самолёта не выявили каких-либо серьёзных недостатков
и фирме оставалось ждать только подписания контракта на серийный выпуск, однако
этого не случилось. Как и голландский F.XXXVI итальянский SM.74 опоздал. С 1933
года начались поставки знаменитого лайнера DC-2, а позже и DC-3, которые могли
перевозить такое же количество пассажиров с большей скоростью на большую
дальность. Единственным преимуществом самолётов старой схемы оставалась
возможность транспортировки крупногабаритных грузов. Единственным заказчиком
SM.74 стала авиакомпания Ala Littoria (собственно, по её заказу он и
создавался). Было построено ещё два самолёта, получивших регистрационные коды
I-APLE (с\н 21002) и I-ROMA (с\н 21003). Второй SM.74 поступил на испытания 31
мая, а третий - 13 декабря 1935 г. Последний самолёт оснащался британскими
двигателями Bristol "Pegasus"III (845 л.с.) С 18 июля 1936 года самолёты SM.74 обслуживали линию Рим - Париж. Они показали
себя достаточно скоростными и прочными машинами, отличавшиеся удобством в
эксплуатации и комфортом. Но самой положительной особенностью этих самолётов
была возможность летать всего на двух моторах. В следующем году на SM.74
двигатели заменили на 780-сильные Alfa Romeo 126RC34. Чтобы закрепить успех был организован полёт с целью установления мирового
рекорда скорости с максимальной нагрузкой. 22 декабря 1937 года самолёт I-ROMA
развил скорость 322,089 км\ч с нагрузкой 10 тонн, летая по замкнутому маршруту
общей протяженностью 1100 км. ФАИ признало этот факт как мировое достижение,
после чего 26 января 1938 года этот самолёт вернули обычную эксплуатацию. Однако
на этом гражданская эксплуатация SM.74 закончилась. Готовясь к войне итальянские
ВВС реквизировали лучшие транспортные самолёты. "Савойи" отправили в Ливию,
причем некоторое время самолёты несли гражданские и военные регистрационные
обозначения. Самолёты получили военные номера, а основным их местом базирования
стал Тобрук. Все три самолёта определили в состав Comando Servizi Aerei Speciali.
Чтобы упорядочить систему нумерации SM.74 с 16 апреля 1940 года получили новые
номера ММ.60364, ММ.60366 и ММ.60365. Затем последовала целая серия
перенаправлений. Вначале SM.74 передали 616-й транспортной эскадрильи, 25 июня
последовало указание направить самолёты в автономную транспортную часть C.S.A.S.
с базой в Риме, а 7 июля 1940 года их снова перенаправили в Ливию в состав 604-й
эскадрильи в Берка-Бенгази. Здесь SM.74 выполняли полёты в интересах Ливийского
авиационного командования и получили новые бортовые коды 604-8 (I-URBE), 604-9 (I-ROMA)
и 604-11 (I-ALPE). Помощь больших транспортных самолётов оказалась очень кстати.
Экипажи SM.74 иногда выполняли по несколько вылетов в день, доставляя до 5 тонн
грузов в оазисы и защитникам ливийской границы. 28 августа они в основном летали
к городу Джияробуб (Giarabub), находившийся на расстоянии примерно 500 км от
базы, а с 29 августа SM.74 снабжали гарнизон дальнего оазиса Курфа, до которого
было порядка 940 км. Когда итальянское наступление выдохлось транспортные
самолёты начали активно привлекать для переброски технического персонала и
военнослужащих их опасных районов. 25 сентября состоялись первые полёты к
Кирениаике, после чего SM.74 переключились на доставки грузов под Джиаробуб. За
30 полётов они доставили 106 тонн грузов и различного снаряжения, но спасти
итальянские части это не помогло. Единственным утешением было лишь то, что 604-я
эскадрилья отлетала без потерь. В ходе войны SM.74 проявили себя с самой хорошей стороны, однако общее положение
итальянцев в Северной Африке оставалось сложным на протяжении всего периода
боевой работы, что отразилось самым прямым образом на судьбе транспортных
самолётов. 30 июля 1941 года в очень сложную ситуацию попал борт 604-8, перевозя 28
военнослужащих и 1000 кг груза в Ливию. На севере Пантеллерии он был атакован
британскими бомбардировщиками "Blenheim", которые сочли тяжело гружёную машину
лакомой добычей. Итальянский самолёт был спасен благодаря мастерству пилота
SM.74. После этого случая, с августа 1941 г., транспортники перевели в основном
на ночные рейсы. Тем не менее, 2 октября аэродром Кастель Бенито, на котором
стоял 604-8, подвергся массированной бомбардировке. Среди прочих самолётов там
был потерян и этот SM.74 Печально закончилась жизнь самолёта 604-11. 23 октября 1941 года самолёт с 26
пассажирами на борту в условиях низкой облачности столкнулся с горой в
окрестностях Ликодия Эубея. В результате этой катастрофы выжить никому не
удалось. Во время отступления из Бенгази отличился SM.74 борт 604-9, который эвакуировал
гражданских беженцев и раненых в Италию. В течении 9 и 10 апреля 1941 года,
когда началось итало-немецкое наступление, этот самолёт перевозил горючее и
продовольствие между Агедабией (Agedabia) и Эль-Микели (El-Mechili), снабжая
прежде всего бронетанковое подразделение "Ariete". Процесс эксплуатации был
нарушен только неприятным столкновением с бомбардировщиком Z.1007bis из 59-й
эскадрильи, после которого самолёт стал на ремонт и был снова введен в строй в
марте 1942 г. Не прошло и месяца, как SM.74 доставляя очередную партию груза,
был атакован бомбардировщиком "Blenheim" прямо на аэродроме Джиало. Командир
самолёта, капитан Трока, распорядился разгрузить его и, несмотря на один
поврежденный двигатель, решил взлетать. Вопреки решающему превосходству англичан
SM.74 набрал высоту и спустя час приземлился на аэродроме Агедабиа. После гибели
остальных самолётов 603-9 остался единственной машиной своего вида. Последняя
крупная операция, в которой ему удалось поучаствовать, была доставка в 9 вылетах
373 парашютистов к Фуке (близ Эль-Аламейна). На обратном пути SM.74 забирал
раненых. 26 августа самолёт был сильно поврежден зенитным огнем британского
флота и два дня простоял на ремонте в Бу-Амуде. В последний раз борт 604-9
поднялся в воздух 7 января 1943 года, сделав рейс из Кастель Бенито в Рим.
Прибыв на родину SM.74 был приписан к вспомогательной группе C.S.A.S., а 19
августа он погиб под бомбами американских бомбардировщиков.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
SM.74 |
Размах крыла, м |
29.68 |
Длина, м |
21.36 |
Высота, м |
5.50 |
Площадь крыла, м2 |
120.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
8900 |
нормальная взлетная |
14000 |
Тип двигателя |
4 ПД
Alfa Romeo 126RC34 |
Мощность, л.с. |
4 х 780 |
Максимальная скорость , км/ч |
322 |
Крейсерская скорость , км/ч |
278 |
Практическая дальность, км |
2000 |
Практический потолок, м |
7000 |
Экипаж, чел |
4 |
Полезная нагрузка: |
до 27 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|