Для того, чтобы
турбореактивный двигатель развивал
большую тягу, необходимо увеличивать
степень повышения давления воздуха в
компрессоре и температуру газа перед
турбиной, а экономичность достигается при
оптимальном соотношении этих параметров и
высоких к.п.д. узлов. На пути реализации этих
требований перед конструктором встает
множество трудноразрешимых задач, особенно
минимизации массы и габаритов двигателя.
Этапным для КБ А.МЛюльки стал ТРДФ АЛ-21Ф.
Для
обеспечения высокой степени повышения
давления компрессор был выполнен 14-ступенчатым
с 10 поворотными направляющими аппара-.тами.
Это гарантировало как высокую
газодинамическую устойчивость, так и
высокий к.п.д. Малая масса компрессора и
двигателя в целом обусловлена широким
применением в нем титановых сплавов.
Турбина имела воздушную систему охлаждения
с автоматическим регулированием расхода
охлаждающего воздуха. Впервые за форсажной
камерой устанавливалось сверхзвуковое
регулируемое сопло Лаваля. Управление
режимами работы обеспечивалось
многофункциональной гидромеханической
системой. С 1967 г. этот двигатель
устанавливался на истребитель-бомбардировщик
Су-17 и фронтовой бомбардировщик Су-24.
Постоянно совершенствуясь, АЛ-21Ф
эксплуатируется по настоящее время.