Турбовальный двигатель Turbomeca Arriel
имеет модульную конструкцию. Первый собранный двигатель был испытан 7 августа 1974 года.
Двигатели серии Arriel являются наиболее покупаемыми двигателями фирмы
Turbomeca. К декабрю 1998 года общая продажа этих двигателей составила 4200 единиц. Общий налет составил 10300000 часов с более, чем 1000 пилотами в 101 стране. Эти цифры не учитывают те двигатели, которые были произведены в Народной Республике Китай. Большинство двигателей серии 1 были сертифицированы в Российской Федерации и странах СНГ.
Конструкция двигателя. Тип: одноосевой турбовальный двигатель с трехступенчатой турбиной.
Компрессор: одноступенчатый осевой и сверхзвуковой центробежный. Степень повышения давления 9. Расход воздуха неизвестен.
Камера сгорания: кольцевая (воздушный поток перемещается по радиусу снаружи, затем поступает внутрь камеры). Центробежный впрыск топлива.
Турбина компрессора: две осевые ступени с интегральным распределением и с цельнометаллическими лопатками.
Свободная турбина: одна осевая ступень с вставными лопатками.
Редуктор: выполнен из легких сплавов и состоит из двух ступеней винтообразных шестеренок, которые передают вращающий момент при оборотах 6000 об/мин в переднюю и заднюю части. Гидравлический тахометр.
Дополнительные устройства: основной вал работает на оборотах 12000 об/мин; остальные приводы подключаются к топливонасосам, тахометру, генератору, регулятору и стартеру.
Стартер: электрический стартер или стартер/генератор.
Масляная система: независимая замкнутая с фильтром для металлической стружки.
Тип масла: AIR 3512 или 3513A.
Существуют следующие модификации:
Arriel 1B - для вертолета Eurocopter AS 350B/BA. Мощность на взлетном режиме 478 кВт (641 л.с.); Мощность на максимальном продолжительном режиме 440 кВт (590 л.с.); Удельный расход топлива при мощности 351 кВт (470 л.с.) 0,63 фунтов в час на одну л.с.
Arriel 1C - для двухдвигательного AS 365N. Мощность на взлетном режиме 492 кВт (660 л.с.).
Arriel 1C1, 1K, 1M, 1S - для AS 365F, Agusta A 109K, AS 365 N1 и Sikorsky S-76A+ соответственно. Мощность на взлетном режиме 522 кВт (700 л.с.). Двигатель Arriel 1C1 производится в Китае фирмой SAEC под обозначением WZ8.
Arriel 1C2 - для двухдвигательного AS 365N2. Мощность на взлетном режиме 550 кВт (738 л.с.); Мощность на максимальном продолжительном режиме 471 кВт (632 л.с.); Удельный расход топлива при мощности 350 кВт (470 л.с.) 0,633 фунтов в час на одну л.с.
Arriel 1D - для AS 350B и AS 350L1. Мощность на взлетном режиме 510 кВт (684 л.с.); Удельный расход топлива 0,63 фунтов в час на одну л.с.
Arriel 1D1 - для AS 350B2 и AS 550 Fennec (Установка на вертолете Камов Ka-128 не состоялась). Мощность на взлетном режиме 546 кВт (732 л.с.); Мощность на максимальном продолжительном режиме 466 кВт (625 л.с.); Удельный расход топлива при мощности 350 кВт (470 л.с.) 0,633 фунтов в час на одну л.с.
Arriel 1E - для двухдвигательного Eurocopter BK 117C1. Мощность на взлетном режиме 528 кВт (708 л.с.).
Arriel 1E2 - для двухдвигательного BK 117C1. Мощность на взлетном режиме 550 кВт (738 л.с.); Мощность на максимальном продолжительном режиме 516 кВт (692 л.с.); Удельный расход топлива при мощности 350 кВт (470 л.с.) 0,633 фунтов в час на одну л.с.
Arriel 1K1 - для двухдвигательного A 109K2. Мощность на взлетном режиме 550 кВт (738 л.с.); Мощность на максимальном продолжительном режиме 471 кВт (632 л.с.); Удельный расход топлива при мощности 350 кВт (470 л.с.) 0,633 фунтов в час на одну л.с.
Arriel 1M1 - для двухдвигательного AS 565MA и 565UA. Мощность на взлетном режиме 558 кВт (723 л.с.).
Arriel 1S1 - для двухдвигательного S-76A+ и S-76C. Мощность на взлетном и максимальном продолжительном режиме 541 кВт (725 л.с.); Удельный расход топлива при мощности 350 кВт (470 л.с.) 0,63 фунтов в час на одну л.с.
Arriel 2 - увеличенная версия с большим расходом воздуха и одноступенчатым компрессором (газовый генератор) и турбиной. Существуют следующие модификации:
Arriel 2B - для AS 350B3. Мощность на взлетном режиме 632 кВт (848 л.с.); Мощность на максимальном продолжительном режиме 544 кВт (730 л.с.); Удельный расход топлива при мощности 400 кВт (536 л.с.) 0,618 фунтов в час на одну л.с.
Arriel 2C - для двухдвигательного AS 365N3. Мощность на взлетном режиме 626 кВт (839 л.с.); Мощность на максимальном продолжительном режиме 581 кВт (779 л.с.); Удельный расход топлива при мощности 400 кВт (536 л.с.) 0,618 фунтов в час на одну л.с.
Arriel 2C1 - для двухдвигательного EC 155B (бывший AS 365N4). Мощности и удельный расход топлива такие же, как и у Arriel 2C. Различие в том, что данный двигатель оборудован двухканальной системой FADEC с возможностью ручного управления.
Arriel 2S1 - для двухдвигательного S-76A++ и S-76C+. Имеется система управления FADEC. Мощность на взлетном режиме 638 кВт (856 л.с.); Мощность на максимальном продолжительном режиме 587 кВт (787 л.с.); Удельный расход топлива при мощности 400 кВт (536 л.с.) 0,618 фунтов в час на одну л.с.