Двигатель Artouste был одним
из первых основных турбовальных
двигателей малых размеров в мире.
Благодаря ему фирма Sud-Aviation (позже Aerospatiale)
смогла построить свой первый вертолет
Alouette турбинным двигателем.
Artouste IIC для SE 313B Alouette II, выполнившего
первый полет 12 марта 1955 и
сертифицированного 2 мая 1957. Всего
выпущено 1445 двигателей этого типа (не
считая двигателей, выпущенных по
лицензии фирмой HAL (Индия) и Blackburn/Bristol
Siddeley (Великобритания)). Производство
прекращено в 1964 году.
Artouste III - это усовершенствованная
версия для установки на все модификации
SA 315B Lama и 316B Alouette III. Модель IIIB, с
оборотами свободного вала 5864 об/мин, был
сертифицирован в мае 1961 года, а
следующая модель IIID, с оборотами
свободного вала 5773 об/мин, - в апреле 1971
года. Было произведено свыше 2550 единиц
этого двигателя (не считая двигателей,
произведенных по лицензии фирмой HAL (Индия)).
Производство прекращено в 1988 году.
Конструкция двигателя: Тип: одновальный
турбовальный двигатель. Входное
устройство: алюминиевый сплав с
квадратным воздухозаборником с каждой
стороны.Компрессор: (модель II)
одноступенчатый, центробежный, с
радиальным и осевым диффузором. Расход
воздуха 3,2 кг/с. Степень повышения
давления 3,88. (модель III) одноступенчатый
осевой и одноступенчатый центобежный.
Расход воздуха 4,3 кг/с. Степень повышения
давления 5,2.Камера сгорания: кольцевая с
обратным потоком, впрыск топлива
осуществляется центробежно через
автомат, установленный на основном валу.
Два зажигателя фирмы Turbomeca. Турбина: (модель
II) двухступенчатая, осевая с дисковыми
лопатками. (модель III) трехступенчатая,
осевая. Приводы: маслонасос, устройство
контроля за расходом топлива,
электрический стратер и тахометр фирмы
Labavia. Выхлопная труба: одиночная,
направлена назад, слегка искривлина
вверх. Максимальная температура
выходящих газов 500ºС. Тип топлива: AIR
3405. (только для модели II) бензин для
стартера. Тип масла: AIR 5212 или 3155A.