Двигатель Atar, используемый в
авиации и по сей день, был разработан (в
основном немецкими инженерами во главе
с доктором H. Oestrich) в 1945-47 годах, а самый
первый двигатель был испытан в апреле 1948
года. Те двигатель, которые используются
в наши дни, естественно являются более
поздними модификациями.
Atar 9C схож с ранней моделью 9B и
включает в себя новый компрессор,
вмонтированный стартер и улучшенный
механизм работы на околокритических
скоростях, который включается
автоматически при достижении самолетом
числа М = 1,4. Это дает мощность, равную
мощности на уровне моря 62,7 кН (14110 фунтов).
Такие двигатели устанавливаются на
большинстве самолетов Mirage III и 5.
Atar 9K10 - двигатель с
усовершенствованной камерой сгорания,
охлаждением лопаток турбины и с
форсажной камерой. Устанавливается на
Mirage IVA и IVP. Снят с производства в 1996 году.<
Atar 9K50 разработан на основе модели Atar
9C. Имеет улучшенные характеристики по
удельному расходу топлива на дозвуковых
скоростях, тяге на ускорении до
сверхзвуковых скоростей и сроку службы.
Основные улучшения заключаются в
совершенно новой турбине, лопатки
которой на штампуются, а выливаются и
напыляются огнеупорным металлом
методом "выпаривания". Первая и
восьмая ступени компрессора были
переделаны, что позволило увеличить
степень повышения давления с 6 до 6,15 и
слегка увеличить расход воздуха.
Управление и электронные маханизмы
двигателя были перепроверены и улучшены
для увеличения безопасности полета на
однодвигательном самолете. Двигатель Atar
9K50 является базовым для всех серийных
самолетов Mirage F1 и Mirage 50. Всего поставлено
1092 двигателя в ВВС 28 стран. Общий налет
составил 1,7 миллионов часов.
Atar Plus - усовершенствованная модель,
разработанная совместно с фирмами Denel и
ITP. Включает в себя новый компрессор (NGV),
турбину и систему управления. Была
поставлена задача в увеличении
скоростных и боевых характеристик, а
также увеличения срока TBO на 25%.
Конструкция двигателя. Тип: одноосевой
турбореактивный. Входное устройство:
кольцевого типа со стартером под
конусовидным коком. Шесть радиальных
ВНА, дополнительные приводы, питание
стартера и выводы системы суфлирования.
ПОС ВНА основана на циркуляции горячего
воздуха. Компрессор: 9-иступенчатый,
осевой. Каждая ступень представляет
собой ротор (отдельный диск),
прикрепленный на валу. Вал удерживается
шариковым подшипником в начале,
роликовым подшипником в центре и в конце.
Компрессор выполнен из легких сплавов.
Лопатки 1, 2, 7-9 статора выполнены из стали,
а 3-6 - из легких сплавов. Лопатки 1, 7-9
ротора выполнены из стали, а 2-6 - из
легких сплавов. Все лопатки имеют
трапецевидное крепление. Расход воздуха
(8B, 9C) 68 кг/с, (9K, 8K) 72 кг/с. Степень
повышения давления (8B, 9C) 5,2, (9K, 8K) 6,5.
Камера сгорания: кольцевая с 20
направленными форсунками. Выполнена из
стали. Две дополнительные стартовые
камеры сгорания и две свечи зажигания.
Турбина: 2-хступенчатая, осевая. Стальные
диски крепятся на валу, который
установлен на роликовом подшипнике.
Лопатки выполнены из стали и крепятся на
диске методом "елочка". Первая
ступень охлаждается потоком воздуха,
поступающим по кольцевому каналу вокруг
вала. Вторая ступень охлаждается
воздухом, поступающим по каналу внутри
вала. Выходное устройство: (8B, 8K) стальное
реактивное сопло с конусом. (9B)
Управляемое реактивное сопло с
изменением поперечного сечения двумя
гидравлическими створками. (9K)
Управляемое реактивное сопло с
изменением поперечного сечения
множеством лепестков (сходящиеся/расходящиеся).
Приводы: два привода - сверху и на левой
стороне двигателя. Общая мощность 90 л.с.
Стартер: подача сжатого воздуха
стартером, находящимся под коком.
Система управления: двойная. Два этапа
подачи топлива: первый этап низкого
давления с центробежным компрессором,
второй этап высокого давления. Система
Atar автоматического управления
оборотами и температурой газов через
РУД. Максимльное давление топлива 80 кг/см2.
Система суфлирования: Не замкнутая
система. Маслобак на 7 литров. Нормальное
давление масла 3,5 кг/см2. Тип масла:
Normeair 3513. Узлы крепления: одна точка
сверху в передней части и три точки в
центральной части (сверху, слева и
справа).