Уголок неба ¦ Турбореактивный двигатель с форсажной камерой SNECMA Atar 9

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
   главная двигатели турбореактивные
 
     SNECMA Atar 9
       
Страна: Франция
Тип: Турбореактивный двигатель с форсажной камерой

 

Двигатель Atar, используемый в авиации и по сей день, был разработан (в основном немецкими инженерами во главе с доктором H. Oestrich) в 1945-47 годах, а самый первый двигатель был испытан в апреле 1948 года. Те двигатель, которые используются в наши дни, естественно являются более поздними модификациями.

Atar 9C схож с ранней моделью 9B и включает в себя новый компрессор, вмонтированный стартер и улучшенный механизм работы на околокритических скоростях, который включается автоматически при достижении самолетом числа М = 1,4. Это дает мощность, равную мощности на уровне моря 62,7 кН (14110 фунтов). Такие двигатели устанавливаются на большинстве самолетов Mirage III и 5.

Atar 9K10 - двигатель с усовершенствованной камерой сгорания, охлаждением лопаток турбины и с форсажной камерой. Устанавливается на Mirage IVA и IVP. Снят с производства в 1996 году.<

Atar 9K50 разработан на основе модели Atar 9C. Имеет улучшенные характеристики по удельному расходу топлива на дозвуковых скоростях, тяге на ускорении до сверхзвуковых скоростей и сроку службы. Основные улучшения заключаются в совершенно новой турбине, лопатки которой на штампуются, а выливаются и напыляются огнеупорным металлом методом "выпаривания". Первая и восьмая ступени компрессора были переделаны, что позволило увеличить степень повышения давления с 6 до 6,15 и слегка увеличить расход воздуха. Управление и электронные маханизмы двигателя были перепроверены и улучшены для увеличения безопасности полета на однодвигательном самолете. Двигатель Atar 9K50 является базовым для всех серийных самолетов Mirage F1 и Mirage 50. Всего поставлено 1092 двигателя в ВВС 28 стран. Общий налет составил 1,7 миллионов часов.

Atar Plus - усовершенствованная модель, разработанная совместно с фирмами Denel и ITP. Включает в себя новый компрессор (NGV), турбину и систему управления. Была поставлена задача в увеличении скоростных и боевых характеристик, а также увеличения срока TBO на 25%.

Конструкция двигателя. Тип: одноосевой турбореактивный. Входное устройство: кольцевого типа со стартером под конусовидным коком. Шесть радиальных ВНА, дополнительные приводы, питание  стартера и выводы системы суфлирования. ПОС ВНА основана на циркуляции горячего воздуха. Компрессор: 9-иступенчатый, осевой. Каждая ступень представляет собой ротор (отдельный диск), прикрепленный на валу. Вал удерживается шариковым подшипником в начале, роликовым подшипником в центре и в конце. Компрессор выполнен из легких сплавов. Лопатки 1, 2, 7-9 статора выполнены из стали, а 3-6 - из легких сплавов. Лопатки 1, 7-9 ротора выполнены из стали, а 2-6 - из легких сплавов. Все лопатки имеют трапецевидное крепление. Расход воздуха (8B, 9C) 68 кг/с, (9K, 8K) 72 кг/с. Степень повышения давления (8B, 9C) 5,2, (9K, 8K) 6,5. Камера сгорания: кольцевая с 20 направленными форсунками. Выполнена из стали. Две дополнительные стартовые камеры сгорания и две свечи зажигания. Турбина: 2-хступенчатая, осевая. Стальные диски крепятся на валу, который установлен на роликовом подшипнике. Лопатки выполнены из стали и крепятся на диске методом "елочка". Первая ступень охлаждается потоком воздуха, поступающим по кольцевому каналу вокруг вала. Вторая ступень охлаждается воздухом, поступающим по каналу внутри вала. Выходное устройство: (8B, 8K) стальное реактивное сопло с конусом. (9B) Управляемое реактивное сопло с изменением поперечного сечения двумя гидравлическими створками. (9K) Управляемое реактивное сопло с изменением поперечного сечения множеством лепестков (сходящиеся/расходящиеся). Приводы: два привода - сверху и на левой стороне двигателя. Общая мощность 90 л.с. Стартер: подача сжатого воздуха стартером, находящимся под коком. Система управления: двойная. Два этапа подачи топлива: первый этап низкого давления с центробежным компрессором, второй этап высокого давления. Система Atar автоматического управления оборотами и температурой газов через РУД. Максимльное давление топлива 80 кг/см2. Система суфлирования: Не замкнутая система. Маслобак на 7 литров. Нормальное давление масла 3,5 кг/см2. Тип масла: Normeair 3513. Узлы крепления: одна точка сверху в передней части и три точки в центральной части (сверху, слева и справа).







 



Тяга на режиме, кН (кгс)
Максимальный форсажный:  
Atar 9С 58.9 (6042)
Atar 9K50 70.6 (7200)
Максимальный безфорсажный:  
Atar 9С 42.0  (4277)
Atar 9K50 49.2 (5014)
Удельный расход топлива на максимальном форсированном режиме:  
Atar 9С 2.03
Atar 9K50 1.96
Удельный расход топлива на максимальном фксфорсажном режиме:
Atar 9С 1.01
Atar 9K50 0.97
Габаритные размеры, мм   
Длина 5944
Диаметр 1020
Сухая масса, кг  
Atar 9С 1456
Atar 9K50 1582



Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: