Двигатель Д-25В представляет собой двухвальный турбовинтовой двигатель, предназначенный для использования на вертолетах Ми-6 (и Ми-10). В мотоустановку вертолета входят два двигателя Д-25В и редуктор Р-7. Двигатели (правый и левый) взаимозаменяемы.
Особенностью двигателя Д-25В является наличие в нем свободной турбины для привода вала несущего винта вертолета, не связанной кинематически с турбокомпрессорной частью двигателя. Наличие такого рода турбины дает возможность устанавливать на ней обороты, независимо от режима работы турбокомпрессорной части двигателя.
Эта особенность имеет ряд конструктивных и эксплуатационных преимуществ, а именно:
- Позволяет получать желаемое число оборотов вала несущего винта вертолета по режимам и высотам полета, независимо от числа оборотов турбокомпрессорной части двигателя.
- Позволяет получать оптимальные расходы топлива при различных условиях эксплуатации
двигателя.
- Обеспечивает более легкий запуск двигателя.
- Исключает необходимость иметь в силовой установке вертолета фрикционную муфту (муфту включения).
Двигатель состоит из следующих основных узлов:
- входного корпуса компрессора с коробками приводов агрегатов;
- осевого девятиступенчатого (восьмиступенчатого) компрессора с перепуском воздуха после III и IV ступеней компрессора. Перепуск воздуха осуществляется автоматически через отверстия, прикрываемые лентами перепуска;
- трубчатокольцевой камеры сгорания с двенадцатью жаровыми трубами;
- одноступенчатой турбины, работающей на привод компрессора;
- двухступенчатой турбины (турбина винта), работающей через редуктор на привод вала несущего винта вертолета;
- трансмиссии, передающей крутящий момент от двухступенчатой турбины на редуктор;
- системы топливопитания и автоматического управления двигателем;
- системы автономного запуска со стартер-генератором;
- системы смазки и суфлирования;
- противопожарной системы двигателя;
- выхлопной трубы.
На входном корпусе компрессора двигателя установлены верхняя и нижняя коробки приводов, зубчатые колеса которых приводятся во вращение от вала ротора компрессора через центральный привод и шлицевые валики, проходящие через полости верхней и нижней вертикальных стоек входного корпуса компрессора.
На верхней коробке приводов устанавливаются: стартер-генератор СТГ-12ТМ, основной топливный насос-регулятор НР-23А (НР-23), подкачивающий топливный насос 707С, центробежный регулятор ЦР-23А (ЦР-23), воздушный компрессор АК-50М, датчик ДТЭ-2 счетчика оборотов и центробежный суфлер (только на двигателе 2-й серии).
На нижней коробке приводов устанавливаются: основной масляный насос МН-23В (МН-23), масляный фильтр 1ЛФС-19-18В, центробежный воздухоотделитель ЦВО-23 (ЦВО-18), кран слива масла, магнитная пробка и дренажный бачок.
На корпусе турбины винта устанавливается масляный насос откачки МНО-23Т, приводимый во вращение от вала турбины винта через систему зубчатых колес и шлицевой валик.
Существует две модификации двигателя Д-25В. Первая серия - исходная модификация. Вторая серия двигателя отличается от первой количеством ступеней компрессора и техническими данными.
|
Основные технические данные двигателя |
Условное обозначение двигателя |
Д-25В |
Тип |
турбовинтовой со свободной турбиной (турбовальный) |
Направление вращения, смотря на двигатель со стороны турбины: |
левое |
- ротора компрессора |
левое |
- ротора свободной турбины |
левое |
Компрессор: |
|
- тип |
осевой |
- количество ступеней |
9 (8) |
- степень повышения давления (в статических условиях): |
|
а) на взлетном режиме |
5,6 ± 0,2 (4,95 ± 0,2) |
б) на номинальном режиме |
5,2 ± 0,2 (4,65 ± 0,2) |
- система перепуска воздуха |
ленточный перепуск после III и IV ступеней |
- давление воздуха в цилиндрах управления лентами перепуска, кГ/см² |
40-50 |
- обороты ротора компрессора:, об/мин |
|
при открытии лент |
8300 ± 100 (78 ± 1%) |
при закрытии лент |
8800 ± 100 (82,5 ± 1%) |
Камера сгорания: |
|
- тип |
трубчато-кольцевая |
- количество жаровых труб |
12 |
- порядок нумерации жаровых труб |
против часовой стрелки, смотря со стороны турбины и считая первой верхнюю слева от вертикальной оси двигателя |
Турбина: |
|
- тип |
осевая, реактивная |
- количество ступеней: |
три: первая ступень на привод компрессора, вторая и третья ступени (свободная турбина) на привод вала несущего винта вертолета |
Максимально допустимая температура газов за турбиной при приемистости на всех высотах и при всех температурах наружного воздуха, °C |
640 (700) |
Отбор воздуха после компрессора для нужд вертолета, кг/час |
не более 15 |
Габаритные размеры двигателя: |
|
- длина без трансмиссии, мм |
2737 (2682) |
- длина с трансмиссией, мм |
5537 (5482) |
- ширина, мм |
1086 (1086) |
- высота, мм |
1158 (1113) |
Сухая масса двигателя (со всеми агрегатами), кг |
1325 (1308) |
Примечание: В таблице приведены данные для двигателя Д-25В II серии, в скобках - для Д-25В I серии.
Режимы работы двигателя в земных условиях
(P=760 мм рт. ст., t= + 15°C, H=0, V=0)
|
Режим работы
|
Угол по лимбу насоса НР-23А (по УПРТ-2) в град.
|
Число оборотов ротора компрессора, об/мин (нормальные)
|
Число оборотов свободной турбины, об/мин (замеренные)
|
Температура газов за турбиной в °C, не более
|
Время непрерывной работы в мин, не более
|
Взлетный |
97 + 3 (упор) |
9950 ± 100 |
7800-8300 |
585 |
6 |
Боевой |
93 ± 2 |
9950 ± 100 |
7800-8300 |
585 |
15 |
Номинальный |
84 ± 2 |
9670 ± 100 |
7800-8300 |
585 |
120 |
Крейсерский (0,85 номинального) |
71 ± 2 |
9430 ± 100 |
7800-8300 |
540 |
без ограничения |
Крейсерский (0,66 номинального) |
55 ± 2 |
9080 ± 100 |
7800-8300 |
540 |
без ограничения |
Малый газ |
площадка малого газа |
5500 ± 100 (замеренные) |
3400-4000 |
510 |
30 |
Режимы работы двигателя в полете
(P=525,8 мм рт. ст., t= - 4,5°C, H=3000 м, V=0)
|
Режим работы
|
Угол по лимбу насоса НР-23А (по УПРТ-2) в град.
|
Число оборотов ротора компрессора, об/мин (нормальные)
|
Число оборотов свободной турбины, об/мин (замеренные)
|
Температура газов за турбиной в °C, не более
|
Время непрерывной работы в мин, не более
|
Взлетный |
97 + 3 (упор) |
10530 (замеренные), не более |
7800-8300 |
630 |
6 |
Боевой |
93 ± 2 |
10450 ± 100 |
7800-8300 |
630 |
15 |
Номинальный |
84 ± 2 |
10250 ± 100 |
7800-8300 |
630 |
120 |
Крейсерский (0,85 номинального) |
71 ± 2 |
10000 ± 100 |
7800-8300 |
585 |
без ограничения |
Крейсерский (0,66 номинального) |
55 ± 2 |
9630 ± 100 |
7800-8300 |
585 |
без ограничения |
Уголок неба. 2004
|
|