Двигатель Pratt & Whitney F135 разработан для самолётов F-35A, F-35B и
F-35C. Он является на сегодня (2010) самым мощным двигателем для истребителя в
мире.
26 октября 2001 года фирма Pratt & Whitney получила 10 летний контракт на 4.8
миллиарда долларов на создание и развитие этого двигателя. Было выполнено 17500
часов испытаний.
Технологически F135 является успешным развитием двигателя F119, устанавливаемого
на F-22. В марте 2009 года, F119 достигли важного рубежа - его суммарная
наработка превысила 110 тысяч часов лётной эксплуатации, эти двигатели показали
свою очень высокую надёжность и простоту обслуживания техническим составом.
F135 обладает улучшенными характеристиками проверок систем двигателя и выявления
отказов. Он имеет приблизительно на 40 процентов меньше деталей, чем прежние
двигатели Pratt & Whitney, что также способствует его повышенной надежности. Все
его оперативно заменяемые компоненты могут быть заменены набором всего из шести
инструментов. Ему требуется на 50% меньше человеко-часов для обслуживания, чем
предшествующим двигателям.
В марте 2005 года прототип F135 успешно прошел наземные испытания. Было
установлено, что двигательная установка F135 отвечает всем заданным целям и всё
идёт в соответствии с графиком поставок к первому испытательному полету
двигателя. В декабре 2005 года, Pratt и Уитни завершила лётные испытания первого F135 и
двигатели начали поставляться Lockheed Martin. F-35A выполнил первый успешный
полёт 15 декабря 2006 года, F-35B - 11 июня 2008 года, F-35C - 6 июня 2010 года.
Программа F135 успешно перешла от разработки и демонстрации системы на полную
производственную мощность. 4 февраля 2010 года компания Pratt & Whitney
поставила Lockheed Martin первый серийный двигатель F135.
F135 - двухконтурный двухроторный турбореактивный двигатель с форсажом. Его
роторы вращаются в противоположные стороны для компенсации гироскопических
моментов. Трёхступенчатый компрессор низкого давления получен от F119, но с новыми
особенностями, дающими больший массовый поток воздуха с более высокой степенью
повышения давления, с улучшенной стабильностью потока, с максимальной
устойчивостью к повреждениям от попадания в воздухозаборник посторонних
предметов и при минимальной РЛ-сигнатуре. Диски роторов с лопатками отлиты как
одно целое. Шестиступенчатый компрессор высокого давления, получен от F119.
Камера сгорания: кольцевая, короткая, получена от F119. Стойкие к окислению
материалы с высоким содержанием кобальта и передовые охлаждающие методы дают там
рекордную температуру газов, превышающую 2200 °C.
Турбина компрессора высокого давления: очень нагруженная, одноступенчатая,
созданная на базе турбины F119, с улучшенным профилем, покрытием и удвоенным
охлаждением. Она вращается с чрезвычайно высоким числом оборотов - 15000
оборотов в минуту.
Турбина компрессора низкого давления: двухступенчатая, позволяющая значительно
больший отбор мощности для подъёмного вентилятора, чем могла бы дать
одноступенчатая турбина низкого давления.
Форсажная камера: с полностью регулируемым выходным устройством, с радар-блокерами, снижающими РЛ-заметность, с сужающе-расширяющимся
осесимметричным соплом.
Есть некоторые отличия трёх типов двигателей F135 для трёх вариантов самолёта
F-35:
На самолёте F-35В с укороченным взлётом и вертикальной посадкой установлен
подъёмный вентилятор британской фирмы Rolls-Royce и два боковых сопла,
позволяющие выполнять стабилизацию по крену. Вентилятор отбирает мощность 29
тысяч л.с. и создаёт максимальную тягу 9072 кг, а 7122 кг вертикальной тяги
создаёт газовая струя двигателя. Боковые сопла создают тягу по 884 кг каждое.
Межремонтный ресурс, часов:
Горячие секции
-
CTOL/СV - 2000
-
STOVL - 1500
Холодные секции
-
CTOL/СV - 4000
-
STOVL - 4000
-
вентилятор - 4000
-
муфта - 1500
Двигатель F135-PW-100
Двигатель F135-PW-600
|