В 1940 г. В.Я. Климов создал М-105 со взлетной мощностью 1100 л.с. номинальной, на земле ў 1020 л.с. Мотор имел приводной центробежный нагнетатель (ПЦН) двухскоростной с передаточными числами 7,85 и 10, для увеличения мощности на малых и средних высотах. Степень сжатия доходила до 7,1. Впускных клапанов стало два вместо одного. На коленчатом валу для снижения нагрузок на коренные шейки вала устанавливались противовесы.
Мотор использовали на истребителях Як-1 иЛаГГ-3, фронтовых бомбардировщиках Пе-2, Ар-2, Як-4 (ББ-22) и многих опытных самолетах.
М- 105Р имел уменьшенное передаточное число редуктора
(0,59 вместо 0,666) для бомбардировщиков. М- 105П допускал установку пушки в развале блоков. Модификации 1941 года М-105 ПА и М-105 РА также конструктивно улучшались. Яки с М-105П уже в 1941-1942 гг. имели некоторые преимущества над
"мес-сершмиттами". В начале 1942-го НИИ ВВС провел перерегулировку этого мотора. За счет снижения его высотности
увеличили его мощность. Климов опасался, что такая регулировка приведет к значительному снижению ресурса двигателя. Но вхожий к Сталину Яковлев добился решения о скорейшем внедрении в серию модификации, названной М-105ПФ.
|
Условное обозначение двигателя |
M-105ПА |
Рабочий объем,
л |
35.00 |
Степень сжатия |
7.10 |
Масса мотора,
кг |
570 |
Взлетный режим |
|
Мощность, л.с. |
1100 |
Частота вращения,
об/мин |
2600 |
Номинальный режим |
|
Мощность у
земли, л.с. |
1020 |
Частота вращения,
об/мин |
2700 |
Высотный
режим |
|
Мощность на
высоте 2000 м, л.с. |
1100 |
Мощность на
высоте 4000 м, л.с. |
1050 |
Номинальные удельные параметры |
|
Удельная масса |
0.558 |
Литровая мощность, л.с./л. |
29.14 |
Редуктор |
2:3 |
Октановое
число топлива |
92-96 |
Уголок неба. 2004
|
|