В 1929-1930 гг. под руководством А.А.Бессонова на заводе №24 был создан первый советский мощный звездообразный мотор воздушного охлаждения
М-15 номинальной мощностью 450 л. с. с ПЦН, который обеспечивал высотность 2400 м (по техническому заданию требовалось 3000 м). Ведущим инженером был А.П.Островский, впоследствии заведующий кафедрой конструкции авиадвигателей МАИ и автор первого учебника по курсу конструкций и расчетов авиационных моторов. Конструктивно мотор был вполне современным. Его схема напоминала схему известных американских моторов фирмы Пратт-Уитни: хорошо оребренные двухклапанные головки цилиндров со сферической камерой сгорания, коленчатый вал с соединением частей на шлицах и стяжным болтом по оси шатунной шейки, привод газораспределения и др.
М-15 прошел испытания в 1930 г. и был запущен в серию; производство его было прекращено уже в 1932 г. главным образом из-за того, что ко времени выпуска его мощность была меньше, чем у находившегося в производстве М-22. Кроме того, мотор был плохо доведен, имел множество дефектов в эксплуатации и надежность его оставляла желать лучшего.
|
Условное обозначение двигателя |
М-15 |
Рабочий объем,
л |
27.02 |
Степень сжатия |
5.4 |
Масса мотора,
кг |
420 |
Взлетный режим |
|
Мощность, л.с. |
660 |
Частота вращения,
об/мин |
2050 |
Номинальный режим |
|
Мощность у
земли, л.с. |
450 |
Мощность на
высоте 2400 м, л.с. |
490 |
Номинальные удельные параметры |
|
Удельная масса,
кг/л.с. |
0.93 |
Литровая мощность, л.с./л. |
16.70 |
Уголок неба. 2004
|
|