Двигатель РД-133 создан на основе хорошо себя
зарекомендовавшего ТРДД РД-33. Основное
отличие нового изделия от прототипа -
способность изменять направление
вектора тяги (УВТ). Исследуя проблему
создания сопла с УВТ, на фирме "Климов"
разработали свое "ноу-хау" -
Технологию "КЛИВТ", с помощью
которой сопло можно адаптировать и к
другим двигателям, в том числе
иностранного производства. Очевидно, что
конструкция сопла двигателя РД-133,
выполненная по осесимметричной схеме с
поворотом сверхзвуковой части, на
сегодняшний день представляется
перспективнее, чем, скажем, сопла
двигателей F100MPJM/BBN или АЛ-31ФП. Ведь налицо
ее главные преимущества ў возможность
всеракурсного изменения вектора тяги,
наибольшая угловая скорость его
отклонения и наименьшее увеличение массы
двигателя. В отличие от двигателя с УВТ АЛ-31ФП,
созданного в АО "Люлька-Сатурн", где
сопло поворачивается на шаровом шарнире,
в результате чего плечо приложения силы
отстоит от среза сопла на достаточно
большое (более метра) расстояние, РД-133
управляет вектором тяги путем отклонения
на заданный угол створок многорежимного
сопла (в данной схеме плечо приложения
силы конструктивно гораздо меньше - то
есть выше эффективность отклонения ВТ).
Кроме того, реализованная схема (за счет
конструктивной простоты выходного
устройства) позволяет экономить на весе
двигателя - РД-133 тяжелее своего прототипа
всего на 90 с небольшим килограммов и
имеет одинаковые с ним габариты.
Первый опытный образец сопла был
спроектирован и изготовлен в начале 1997 г.
В ходе стендовых испытаний в составе
двигателя РД-133, в течение 50 ч выполнили
около 1000 перекладок сопла на всех режимах
работы, включая полный форсаж. Угол
отклонения вектора тяги составлял 15
градусов во всех направлениях, а скорость
отклонения - 30 градусов в секунду.
Конструктивно управление вектором тяги
на двигателе РД-133 производится поворотом
сверхзвуковой части сопла. Поворот всех
сверхзвуковых створок одновременно на
заданный угол осуществляется
воздействием на них через тяги одним
общим управляющим кольцом с помощью трех
гидроприводов, которые в свою очередь
прикреплены к неподвижному силовому
поясу на форсажной камере. Положение
концов штоков гидроприводов в трех
точках однозначно определяет положение
управляющего кольца в пространстве и,
соответственно, направление вектора тяги.
Вследствие появления дополнительных
продольных и поперечных сил,
приходящихся на сопло и корпусную
систему при отклонении вектора тяги,
некоторые элементы конструкции
форсажной камеры усилены. Планировалось,
что уже в конце 1997 г. начнутся летные
испытания двигателя, но, к сожалению, у
заказчиков ў ОКБ им. А.И.Микояна ў
возникли финансовые трудности с
осуществлением этого проекта. РД-133
предполагается использовать на
модернизированных МиГ-29СМТ и МиГ-29К.
По данным представителя завода им.
Климова, сейчас конструкторы полностью
завершили наземные испытания нового
двигателя и готовы приступить к его
летным испытаниям. Российская
самолетостроительная корпорация (РСК) LМиГ¦
разработала программу повышения
маневренности истребителя МиГ-29
путем его оснащения новыми двигателями РД-133 с изменяемым вектором тяги. Как
сообщил генеральный директор -
генеральный конструктор РСК МиГ
Николай Никитин, для реализации этого
проекта уже выбран реальный самолет, на
котором будут проводиться эксперименты,
кроме того, создан макет МиГ-29
с новыми двигателями.
Сопло с УВТ будет также установлено на
новой разработке ў двигателе,
создающимся на базе РД-33 и имеющим тягу
примерно 10000-12000 кгс. Этот двигатель
предназначается для истребителей,
которые разрабатываются согласно
Программе "5+".