Подъёмные
двигатели РД-41, разработанные РКБМ (Рыбинским
конструкторским бюро моторостроения) для
сверхзвукового самолёта вертикального
взлёта и посадки Як-141,
оборудованы соплами с изменяемым вектором
тяги для улучшения управления по тангажу во
время вертикального взлёта/посадки. Такие сопла
не применялись на подъёмных двигателях РД-36
также разработанных в РКБМ, для СВВП Як-38.
Диапазон
отклонения вектора тяги этого
асимметричного сопла составляет +/- 12
градусов. Регулирование сопла
обеспечивается гидроприводами,
размещёнными на корпусе двигателя
противоположно расположенного парами.
Каждое сопло снабжено четырьмя
гидроприводами, в качестве рабочей
жидкости которых используется топливо
двигателей.
Помимо
изменения направления вектора тяги в сопле
также может регулироваться критическое
сечение в приделах 10 градусов, как заявил
главный конструктор и управляющий директор
РКБМ Александр Новиков.
Согласно
заявлению Новикова, на самолёте Як-141
установлено 3 двигателя. Два подъёмных
двигателя РД-41 создают вертикальную тягу по
4260 кгс каждый во время вертикальных взлётов
и посадок, и один подъёмно-маршевый ТРДДФ Р-79,
разработанный АО ОТ "АМНТК "Союз" (КБ
Туманского), развивает на форсированном
режиме тягу 15500 кгс.
Электронные системы
управления тремя двигателями самолёта Як-141
связаны между собой, и изменение
направления вектора тяги во время взлётов и
посадок осуществляется автоматически без
участия пилота. Каждый двигатель оснащён
САУ типа FADEC.
|
Силовая
установка Як-141
во взлётном режиме.
|
Работы по
двигателю начались в 1982г., и было
изготовлено 25-30 двигателей до начала
программы испытания Як-141.
Во время взлёта двигатели развёрнуты друг к
другу, для создания общей струи. Они
наклонены на десять градусов относительно
вертикальной оси самолёта. Два РД-41
расположены парой за кабиной пилота.
Двигатель РД-41
является одновальным, и в нём широко
применены титановые сплавы для снижения
массы. Корпус компрессора, камеры сгорания,
турбины и соплового аппарата турбины
изготовлены из титановых сплавов, как и
диск рабочего колеса турбины; рабочие
лопатки турбины изготовлены из жаропрочных
никелевых сплавов. В результате получается
двигатель с очень высоким отношением тяги к
массе, равным 16,7:1.
В двигателе
применены: семиступенчатый компрессор,
кольцевая КС с интерсификацией смешения
топлива и воздуха и одноступенчатая
турбина.
Длина
двигателя составляет 1.700 мм, диаметр первой
ступени компрессора равен 635 мм; суммарный
расход воздуха составляет 55,3 кг/с;
температура газа перед турбиной равна 1.735 К.
Для сравнения:
в подъёмном двигателе РД-36, используемом на
самолётах Як-38,
применены 6-ступенчатый компрессор и
одноступенчатая турбина. Хотя отношение
тяги к массе двигателя РД-36 такое же, как у
двигателя РД-41 (16,7:1), последняя модификация
первого двигателя развивает тягу всего 3250
кгс. Из-за проблем центровки самолёты Як-38
не могут быть переоснащены двигателями РД-41.
Другим
отличием двигателя РД-41 от двигателя РД-36
является применение на первом нового сопла,
новой КС, новых турбинных лопаток и
модифицированной системы охлаждения
рабочих лопаток турбины.