Поршневой двигатель ВК-107(М-107, ВК-107А),
разработан в ОКБ В.Я.Климова. С появлением на фронте новой модификации Me-109F, оснащенной более мощным мотором и имевшей улучшенную аэродинамику, очень остро встал вопрос о срочном улучшении летных данных советских истребителей. К этому времени в ОКБ В.Я.Климова был разработан и проходил испытания на стенде мотор М-107, имевший по сравнению с М-105 значительно большую мощность. Применение этого мотора позволило бы резко улучшить основные летные данные истребителей. М-107 являлся совершенно новой конструкцией, и его освоение требовало времени и большой перестройки на заводах, что в сложившихся в первой половине 1942 г. условиях было неприемлемо. Ограничились модифицированием выпускавшихся серийно М-105. Однако в 1943 году на фронте появились "мессершмитты" с моторами DB-605 мощностью 1600 л.с. Возможности ВК-105ПФ без кардинальной переделки конструкций были исчерпаны на модификации ВК-105ПФ-2 и моторе ВК-106.
Повышение мощности более чем на 300 л. с. на ВК-107 потребовало значительных конструктивных изменений, главными из которых были:
-
полностью переработанные блоки цилиндров. Для увеличения проходных сечений клапанов каждый цилиндр имел не три, а четыре клапана - два впускных и два выхлопных;
-
измененные фазы газораспределения и конструкция привода клапанов;
-
измененные конструкции картера и коленчатого вала, шатунов, поршней, клапанов и ряда других деталей и узлов;
-
новый редуктор с передаточным числом 0,5;
-
новый ПЦН с лопатками Поликовского на входе.
Словом, это была не модификация, а совершенно другой мотор, вдобавок еще чрезвычайно форсированный - его литровая мощность составляла на номинале 42,7 л. с./л, то есть превышала достигнутую на самых совершенных образцах зарубежных моторов.
Естественно, что получить такие параметры было очень трудно, а обеспечить большой ресурс мотора при такой степени форсирования еще труднее. Тем не менее, в 1944 г. мотор ВК-107А пошел в серию и ставился на самолеты Як-9У. Ресурс мотора был необычно малым - всего 25 ч. Хотя мотор имел боевой режим, но им в эксплуатации практически не пользовались, опасаясь уменьшения и без того малого ресурса. Недостатком мотора было также и расположение выхлопных патрубков внутри развала блоков, что вызывало немало осложнений в эксплуатации. В общем, мотор этот не оправдал возлагавшихся на него надежд, его не любили ни летчики, ни техники. Это был последний серийный поршневой мотор КБ В.Я.Климова. Созданный на его базе еще более мощный ВК-108 взлетной мощностью 1850 л. с. был поставлен на Як-3, и хотя с ним была получена еще большая, чем с ВК-107А, максимальная скорость, в серию он так и не пошел.
На переходе к реактивной авиации в 1945 г. была создана комбинированная силовая установка для экспериментальных самолетов И-250 (А.И.Микояна) и Су-5 (П.О.Сухого). Она состояла из двигателя ВК-107Р, который имел отбор мощности на привод компрессора воздушно-реактивного компрессорного двигателя конструкции ЦИАМ. С этой комбинированной силовой установкой были получены скорости свыше 800 км/ч.
|