Уголок неба ¦ Avro Canada CF-105 Arrow

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация истребители
   CF-105 Arrow
       
Разработчик: Avro Canada
Страна: Канада
Первый полет: 1958
Тип: Истребитель-перехватчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1951 г. конструкторы канадской фирмы Avro Canada приступили к предварительному исследованию возможностей создания преемника околозвукового истребителя-перехватчика CF-100. Были разработаны эскизные проекты самолетов С104/1 и С104/2 соответственно с однодвигательной и двухдвигательной силовыми установками. В октябре 1952 г. этим проектам дал экспертную оценку Канадский авиационный научно-исследовательский институт, в результате чего в июне 1953 г. командование ВВС Канады утвердило скорректированный проект двухдвигательного самолета с обозначением С105. В августе 1953 г. начались аэродинамические испытания 17 моделей, выполненных в масштабе от 1:80 до 1:6. Помимо продувок в аэродинамических трубах в Канаде и США, было выполнены ряд испытаний модели в свободном полете. С помощью ракеты Nike было выполнено 9 пусков в Point Petre (Канада) и 2 на полигоне NASA в США. Все запуски были успешными.

Во второй половине 1954 г. был заключен контракт на изготовление двух опытных образцов самолета, получившего название "Эрроу" и военное обозначение CF-105. Рабочее проектирование возглавил Jim Chamberlin.

Долго решался вопрос с выбором двигателя. Первоначально избранные Rolls Royce RB106 не были готовы вовремя, и выбор пал на Curtiss-Wright J67, разработка которых была прервана в начале 1955. Поэтому до доработки канадского двигателя Orenda PS-13 Iroquois, было решено использовать Pratt & Whitney J75.

В начале 1955 г. приступили к строительству первого опытного образца Mk 1, а год спустя - второго Mk 2. Строительство Mk 1 было завершено летом 1957 г., первая публичная демонстрация этого самолета состоялась 4 октября 1957 г., а 25 марта 1958 г. летчик-испытатель фирмы Я. Жураковский выполнил его облет. У самолета прекрасные аэродинамические качества, присущие более поздним моделям истребителей. Самолет был единственным на то время самолетом в Британском содружестве летающем на скорости более двойной скорости звука. Было построено 5 самолетов СF-105 Mk.1 (6-й уже был в сборочном цехе).

Еще в 1956 г. начались подготовительные работы по запуску в серийное производство самолета модификации Mk.II c канадским ТРД Orenda Iroquois с предполагаемой поставкой 32 самолетов в конце 1959 г. Однако 20 февраля 1959 г. канадское правительство приняло решение прервать дальнейшие работы, обосновывая его экономическими соображениями (стоимость программы, включающей опытно-конструкторские работы и выпуск 100 самолетов, оценивалась в 1,6 млрд. долл.). При этом предполагалось, что более экономичной и эффективной заменой самолета CF-105 окажутся ракеты "Бомарк" класса земля-воздух. Их приобретение обошлось Канаде в 200 млн.долл. Однако в 1961 г. Канада вынуждена была закупить 64 перехватчика F-101 Voodoo за 260 млн.долл. Несколько позже на вооружение были приняты американские самолеты "Старфайтер" F-104 фирмы "Локхид", производство которых было налажено по лицензии.

20 февраля стало "черной пятницей" канадского самолетостроения. В этот день 14000 чел. потеряло работу, а вскоре еще 35 тыс. 30 апреля 1962 г. активы Avro Canada были приобретены английским объединением Hawker-Siddeley.

Описание самолета. Самолет CF-105 разрабатывался как перехватчик дальнего действия (что обусловлено обширностью территории Канады) для выполнения заданий в трудных атмосферных условиях дня и ночи. Это потребовало применения сложного и объемного электронного оборудования, а также емкой топливной системы, что превратило "Эрроу" в самый большой и самый тяжелый истребитель 50-х годов.

CF-105 представляет собой двухместный, двухдвигательный высокоплан с треугольным крылом, построенный по схеме без горизонтального оперения. Крыло с углом стреловидности передней кромки 62 град. имеет относительную толщину профиля, меньшую в корневых частях (3,5%), большую в концевых (3,8%) и отклоненный вниз носок (от 8 град. в околофюзеляжных частях до 4 град. в концевых). Для уменьшения длины главных стоек шасси консоли крыла имеют отрицательный угол поперечного V (-4 град.), а для улучшения характеристики обтекания передняя кромка выполнена с геометрическим уступом, что позволило увеличить хорду консольных частей крыла на 10 град. Выбранная схема высокоплана позволяет без особых затруднений заменять двигатели и вооружение, не подвергая модификации основную конструкцию планера. Управление осуществляется с помощью отдельных рулей, выполняющих роль элеронов (в консольных частях крыла) и руля высоты. Вертикальное оперение - классическое. Шасси - трехстоечное, со спаренными колесами. Колеса передней стойки - спаренные, а главных - сдвоенные по системе тандем. Фюзеляж самолета выполнен в соответствии с правилом площадей и оборудован контейнером с тормозным парашютом, а также подфюзеляжными тормозными щитками.

Двигательная установка. На опытном образце Mk1 использовались два турбореактивных двигателя J75 фирмы Pratt & Whitney с тягой 7485 кГ без форсирования и 10886 кГ с форсированием каждый. Серийные самолеты предполагалось оснастить двигателями канадского производства Iroquois Р-13 тягой 9000 кГ без форсирования и 13600 кГ с форсированием. Их разработка была начата в 1953 г. Avro Gas Turbine Division (позднее - фирма Orenda Engines). В сентябре 1953 проект был одобрен советом конструкторов Hawker Siddley Group.

Воздухозаборники - боковые, индивидуальные для каждого двигателя, регулируемые с вертикальным клином.

Вооружение. Система вооружения для Arrow должна была разработана Hughs Airraft Company, которая уже выполнила такую работу для CF-100 Canuck. ВВС Канады хотели перспективную систему Hughes MX-1179 и ракеты, более совершенные, чем предлагаемые Falcon. Вооружение серийной модели должны были составлять 8 ракет Sparrow класса "воздух-воздух", расположенные во внутреннем отсеке вооружения.




 ЛТХ:
Модификация   CF-105 Mk.I   CF-105 Mk.II
Размах крыла, м   15.24   15.24
Длина самолета,м   23.71   26.07
Высота самолета,м   6.25   6.4
Площадь крыла,м2   113.82   113.82
Масса, кг    
  пустого   22215   20385
  нормальная взлетная   25821   28281
  максимальная взлетная   31077   31187
Тип двигателя   2 ТРД Pratt Whitney J75-P-5   2 ТРД Orenda PS-13 Iroquois
Тяга , кН    
  нефорсированная   2 х 7485   2 х 9000
  форсированная   2 х 10886   2 х 13600
Максимальная скорость, км/ч   1600   2500 (M=2.35)
Практическая дальность, км   2400  
Боевой радиус действия, км     925
Практический потолок, м   16165   17842
Экипаж, чел   2   2
Вооружение:   УР воздух-воздух   УР воздух-воздух


 Доп. информация :


 Чертеж "Avro Canada CF-105 Arrow"
  Фотографии:

 CF-105
 CF-105
 CF-105
 CF-105
 CF-105
 CF-105
 CF-105

  Схемы:

 CF-105 Mk.1

  Варианты окраски:

 CF-105 в первоначальной схеме окраски © www.RCAF.com
 CF-105  © www.RCAF.com

 



 

Список источников:

Настоящие сверхзвуковые. CF-105 Arrow
Эдмунд Цихош. Сверхзвуковые самолеты
RCAF.com. Canada's Air Force History. Avro Canada CF-105
FAQs.org.Greg Goebel.Air Vectors. The Avro CF-105 Arrow


Уголок неба. 2008 



 

  Реклама: