Уголок неба ¦ Atlas Cheetah

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная современная авиация истребители
   Cheetah
       
Разработчик: Atlas
Страна: ЮАР
Первый полет: 1986
Тип: Многоцелевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


Истребитель "Чита" ("Гепард"), названный так в честь одноименной 2-й истребительной эскадрильи южноафриканских ВВС, образованной в 1938 году и отличившейся в ходе Второй мировой войны и войны в Корее (1950-1953 годах), является глубокой модернизацией французских самолетов Дассо "Мираж III, закупленных ЮАР в 1963-1973 годах (было получено 16 истребителей "Мираж" IIrcZ и 17 "Мираж" IIIBZ, три учебно-боевых самолета "Мираж" IIffiZ, три УБС "Мираж" IIIDZ и 11 УБС "Мираж" IIIRZ, а также три разведчика "Мираж"IIIRZ).

Имеющий большое сходство с израильским самолетом "Кфир", самолет "Чита" появился в ответ на международное эмбарго, наложенное на ЮАР в 1977 году, препятствовавшее обновлению устаревшего парка южноафриканских самолетов "Мираж" III и также войной в Анголе.

Самолеты "Мираж" широко применялись в боевых действиях в Анголе в 1970-1980-х годах. Однако когда у противника - вооруженных сил республики Ангола и пришедших им на помощь кубинских добровольцев - появились более современные истребители МиГ-23МФ, перед южноафриканскими ВВС остро встал вопрос о проведении работ по модернизации своего основного истребителя. Следует заметить, что западные страны, связанные международными обязательствами, воздерживались от поставок в Южную

Африку, проводившую политику дискриминации коренного населения, боевых самолетов новейших типов. Полноценное сотрудничество в области обороны поддерживалось лишь с Израилем, также осуществлявшим программу модернизации самолетов типа "Мираж" III.

В 1984 годах южноафриканская фирма Атлас Авиэйшн получила контракт на разработку модификации "Миража". Предполагалось, что новый истребитель при ведении ближнего воздушного боя не должен уступать самолету МиГ-23 с ракетами Р-60, считавшемуся тогда самым грозным противником для самолетов ВВС ЮАР.

В апреле 1983 года на фирме Атлас (с 1986 года - Денел) при технической помощи Израиля начались работы по модернизации двухместных учебно-боевых самолетов "Мираж" IIIDZ и D2Z по типу израильского самолета ИАИ "Кфир" ТС-2.

Согласно заявлению официальных представителей ВВС ЮАР, самолет по своим летно-техническим характеристикам не уступает самолету МиГ-23. Самолет "Чита" имеет удлиненную носовую часть фюзеляжа, ПГО и фюзеляжные гребни перед воздухозаборником. Переделке подвергся "Мираж" III D2Z No.845.

Первый модернизированный УБС, получивший название "Чита" В, совершил первый полет 16 июля 1986 года. В торжественной обстановке при презентации самолета присутствовало два живых гепарда.

Всего в вариант "Чита" В было переоборудовано восемь самолетов "Мираж" IIIDZ и D2Z, а также пять истребителей IAI "Кфир" С-1, по неофициальной информации, полученных из Израиля (по другим данным -одноместные самолеты "Мираж" IIIBZ и RZ ВВС ЮАР).

"Чита" В начала поступать на вооружение школы боевого применения на авиабазе Питерсбург с 1987 года, и с 1989 года начала использоваться в качестве штурмовика-истребителя. В дальнейшем предусматривается замена устаревших "Буканиров".

Предусматривалась возможность несения самолетом атомной бомбы, но в соответствии с подписанным договором, в 1994 году работы в ЮАР по его разработке прекратились.

Авиабаза Питерсбург была закрыта в 1992 году. На сегодняшний день "Чита" состоит на вооружении 2 тренировочного эскадрона.

На сегодняшний день самолет "Чита" В No.845 используется по программе разработки МУПСОВ (MUPSOW) - оружия для работы по наземным целям.

Второй и третий "Мираж" IIIEZ, переданные на фирму Атлас были переделаны в одноместные варианты "Чита", но так как двухместному самолету был отдан приоритет, то вскоре их переделали до уровня "Чита" В, оставив одноместным. БРЭО самолета было оптимизировано под одного пилота. Самолет получил название "Чита" Е. Поступил он на вооружение 5 эскадрона, базировавшегося на новейшей авиабазе Луис Тричард, на границе с Зимбабве. Ипользовались самолеты как штурмовики-истербители. 5 эскадрон был распущен 2 октября 1992 года. Из 16 построенных "Чита" Е - 2 были потеряны, а осташиеся 14 переданы на базу хранения Питерсбург. На базе "Миража" III R2Z была создан разведывательный вариант, получивший название "Чита" R №-855. Фотокамера распологалась внизу носовой части, а из-за увеличенной носовой части в нее смог поместиться и радар. Самолет впервые был представлен в 1994 году на выставке, состявшейся на авиабазе Ватерклоф.

ЮАР самостоятельно осуществила программу усовершенствования приблизительно половины своих самолетов. Были произведены многочисленные изменения в аэродинамике исходных моделей, наиболее заметным из которых стало применение небольших аэродинамических поверхностей в передней части фюзеляжа, перед ПГО.

Первый самолет был переделан из двухместного "Миража" IIID2, в дальнейшем по этой схеме модифицировались как одноместные, так и двухместные самолеты, причем двухместные машины были усовершенствованы в большей степени. Все созданные таким образом модификации оборудовались пилонами для вооружения, производства ЮАР.

Программа модификации осуществляется фирмой Атлас Айркрафт (причем часть оборудования разработана совместно с фирмой ИАИ) и предусматривает улучшение летных характеристик самолета, замену многих конструктивных компонентов и усовершенствование системы управления полетом для обеспечения высокой маневренности в бою, улучшения взлетно-посадочных характеристик и увеличения срока службы самолета.

Мгновенная угловая скорость разворота увеличена с 14.5 до 19 град/с, а угловая скорость установившегося разворота до 9.5 град/с, допустимый угол атаки с 27 до 42 град. (скорость полета и радиус действия не будут существенно отличаться от аналогичных характеристик самолета "Мираж" III).

Самолет "Чита" оснащен новой навигационной системой, системой управления, наведения оружия, новым ИЛС, лазерным дальномером, предусмотрена установка автомата разбрасывания дипольных отражателей. Самолет оснащен РЛС Элта EL2001 или EL/M2001 В.

Вооружение самолета "Чита" разработано и изготовлено в ЮАР - УР класса воздух-воздух V3B "Кукри" и бомбы различного типа, включая кассетные бомбы СВ 470. На самолете установлен ТРД СНЕКМА Атар 9С, изучается возможность установки ТРД СНЕКМА Атар 9К50. В целом около 50% конструкции и систем самолета "Чита" являются новыми.

В 1988 году в ВВС ЮАР начали поступать одноместные истребители "Чита" Е, переоборудованные из самолетов "Мираж" IIIEZ. Всего было доработано 13 самолетов. Истребители

"Чита" Е состояли на вооружении до 1994 года, после чего были выведены в резерв и переданы на базу хранения. В феврале 1994 г. при технической помощи Израиля в рамках модернизационного "проекта 855" начались работы по оснащению 12 самолетов "Чита" Е многофункциональной БРЛС Элта EL/M2035. Программа рассчитывалась на два года. Предполагалось, что после проведения модернизации истребители будут проданы на экспорт.

В 1992 году в рамках программы ACW (Advanced Combat Wing усовершенствованное боевое крыло) был создан самолет "Чита" С. В этот вариант в середине 1990-х гг. было переоборудованы истребители "Мираж" III СZ, а также часть самолетов "Мираж" III других модификаций (всего 38 машин). Применение нового фиксированного носка концевой части крыла, отклоненного вниз, позволило снизить аэродинамическое сопротивление при М>1 на 14%. Максимальное число М увеличилось с 1.8 до 2.0. Некоторое уменьшение полетной массы повысило маневренные характеристики самолетов этой модификации. За счет увеличения запаса топлива максимальная взлетная масса по сравнению с самолетом "Чита" Е возросла на 600 кг. В ходе летных испытаний самолет выходил на углы атаки до 33 гр. и выполнял горизонтальный полет с минимальной скоростью 148 км/ч. Всего в "Читы" из "Миражей" было трансформировано более 50 самолетов.

В 1994 году сообщалось о переговорах по продаже 20 самолетов "Чита" Е, доработанных в рамках "проекта 855" и "Чита" С ВВС Чили. Несмотря на то, что в это же время ВВС Чили проводили работы по модернизации собственных самолетов "Мираж"50 в усовершенствованный вариант "Пантера", фактически аналогичные самолетам "Чита" Е/С, 20 самолетов "Чита" Е7 и R2Z были поставлены в эту страну, где заменили истребители "Хантер".

12 самолетов "Чита" Е7, выведенные в резерв и также предназначенные для продажи на экспорт, при технической помощи израильской фирмы ИАИ с февраля 1994 года были переоснащены многоцелевой БРЛС Элта EL/M2035.

Изучалась возможность переоснащения самолетов "Чита" D и "Чита" С российским ТРДДФ РД-33 (8300 кгс), однако в дальнейшем было принято решение установить этот двигатель лишь на истребителе Дассо "Мираж" F-1AZ ВВС ЮАР.

38 самолетов "Мираж" III, находящиеся в настоящее время на консервации в ЮАР, предполагается модифицировать в вариант "Чита" С/D.

Заместитель начальника по научной работе (в настоящее время начальник) Липецкого центра боевого применения и переучивания летного состава полковник Александр Николавевич Харчевский с группой российских летчиков в 1995 году побывал в ЮАР, где была проведена серия учебных боев между российскими Су-27 и южноафриканскими истребителями, в частности, "Читой".

Полковник Харчевский отмечал достаточно высокие (для истребителя третьего поколения) летные данные модернизированного "Миража" и высочайшую подготовку, а также достойный подражания боевой дух южноафриканских летчиков, сумевших обобщить опыт боев над Анголой и использовать свои истребители с максимальной эффективностью.

Но к настоящему времени много высококвалифицированных боевых летчиков ВВС ЮАР, принадлежащих к белому меньшинству, подверглось притеснениям, а подчас и откровенному давлению со стороны нынешних властей ЮАР и было вынуждено эмигрировать в другие страны, а некоторые стали "дикими гусями" (наемники).

Конструкция самолета "Чита".

Тип: одноместный боевой (модификации Е и С) и двухместный учебно-тренировочный (модификация D) самолет.

Модификации: "Чита" D -двухместный УБС; "Чита" Е -тактический истребитель; "Чита" С - тактический истребитель; "Проект 855" - усовершенствованный экспортный вариант самолета "Чита" Е.

Самолеты оснащены передним горизонтальным  оперением (ПГО) и небольшими аэродинамическими поверхностями в носовой части фюзеляжа (непосредственно за обтекателем БРЛС). На крыле имеется вихреобразующий "клык".

С правой стороны фюзеляжа, непосредственно за кабиной летчика установлен неубирающийся топливоприемник системы дозаправки в полете (в качестве заправщиков используются самолеты ВВС ЮАР Боинг 707, оборудованные двумя подкрыльевыми заправочными агрегатами).

Истребители "Чита" С имеют модернизированный носок крыла, более емкие крыльевые топливные баки, односекционный козырек фонаря кабины и несколько измененное расположение штанги топливоприемника системы дозаправки в воздухе. Экипаж - 1 человек.

Силовая установка: Часть самолетов "Чита" В, переоборудованных из истребителей "Мираж" IIIDZ7 и, возможно, часть истребителей "Чита" С оснащены ТРДФ СНЕКМА "Атар" 9К50 (1x7200 кгс). На остальных самолетах установлены ТРДФ "Атар"9С или "Атар" 9СО (1x6200 кгс).

Оборудование и системы УБС "Чита" О и истребители "Чита" Е оснащены радиодальномером.

На самолетах "Чита" С установлены многофункциональная БРЛС Хьюз AN/APG-66 или Элта EL/M2035, а также разработанная в ЮАР новая навигационно-прицельная система.

Вооружение: Две встроенные 30-мм пушки Дефа 552A (30 мм, 2x125 снарядов). УР класса "воздух-воздух" малой дальности Армскор V3B "Кукри" и V3C "Дартер" (южноафриканской разработки, с целеуказанием ТГС посредством нашлемного визира).Также самолет может нести до восьми бомб калибром 225 кг, зажигательные баки, НАР.

В перспективе самолеты предполагается вооружить УР класса "воздух-воздух" средней дальности с радиолокационным наведением, создающейся в ЮАР, а также новой УР класса "воздух-поверхность" и КАБ.




 Модификации :
 Cheetah C

 основной одноместный вариант на базе Мираж III CZ.

 Cheetah D

 двухместный вариант на основе Мираж IIIBZ, IIIDZ, IIID2Z.

 Cheetah E

 одноместный вариант на основе Мираж IIIEZ, IIIRZ, IIIR2Z.

 Cheetah R2

 модернизированная по проекту ACW (Advanced Combat Wing) версия Cheetah EZ, Производство начато в апреле 1992 года.




 ЛТХ:
Модификация   Cheetah С
Размах крыла, м   8.22
Длина, м   15.55
Высота, м   4.50
Площадь крыла, м2   34.80
Масса, кг  
  пустого   6600
  максимальная взлетная   13700
Тип двигателя   1 ТРД SNECMA Atar 9K50C-11
Тяга , кН   1 х 71
Максимальная скорость, км/ч  
  на высоте   2338 (М=2.20)
  у земли   1390 (М=1.13)
Максимальная крейсерская скорость, км/ч   1000
Перегоночная дальность, км   2600
Практическая дальность, км   1300
Скороподъемность, м/мин   14000
Практический потолок, м   17000
Макс. эксплуатационная перегрузка   7.5
Экипаж, чел   1
Вооружение:  две 30-пушки DEFA 552A c 125 патронами на пушку
 Боевая нагрузка - 4400 кг. на 5 узлах подвески
 На подфюзеляжной подвеске:
 4х 227 кг бомбы или
 4х 250(125) кг бомбы или
 1х 400 кг обычную или бомбу слазерным наведением,
 1 УР класса воздух-поверхность АS.30
 На 2 подвесках под крыльями :
 по
 4х 250(125) кг бомбы или
 2х 227 кг бомбы или
 1х 400 кг обычную или бомбу слазерным наведением,
 1 ПУ 6х100-мм или 18х68-мм НУР или
 1 контейнер с 30-мм пушкой
 На 2 концевых подвесках:
 2 УР класса воздух-воздух V3B (ближней дальности) или
 2 ПУ 6х68-мм НУР


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Cheetah C     (c)  Jaco Du Plessis
 Cheetah C     (c)  Paul Dunn
 Cheetah C     (c)  Gary Shephard
 Cheetah C 
 Cheetah D
 Cheetah D
 Cheetah D   (c) Jaco du Plessis
 Cheetah E   (c)  NJR ZA
 Cheetah E
 Кабина пилота Cheetah D

 Схемы:

 Cheetah E
 Компоновочная схема

 Варианты окраски:

 Cheetah C   (c) Brent Best, saairforce.co.za
 Cheetah C   (c) Brent Best, saairforce.co.za
 Cheetah D   (c) Brent Best, saairforce.co.za
 Cheetah E   (c) Brent Best, saairforce.co.za
 Cheetah E   (c) Brent Best, saairforce.co.za

 



 

Список источников:

Константин Журба. Мираж, ставший явью
de Agostini. Мировая авиация. Atlas Cheetah
Saairforce.co.za. SAAF Fighters. Cheetah C/D/E
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия


Уголок неба. 2017 



 

  Реклама: