Уголок неба ¦ Dassault Etendard II

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация истребители
   Etendard II
       
Разработчик: Dassault
Страна: Франция
Первый полет: 1956
Тип: Многоцелевой истребитель-бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Etendard II - многоцелевой истребитель-бомбардировщик, разработанный французской фирмой Dassault. В 1954 году начальник штаба Объединенных Вооруженных Сил НАТО генерал Лаурис Норстад объявил о намерении создать на основе кооперации евроучастников блока легкий тактический ударный истребитель. Программа так и была названа - Light Weight Tactical Strike Fighter, сокращенно LWTF. Был объявлен конкурс проектов, причем постройка опытных образцов должна была субсидироваться из бюджета НАТО. Ожидалось участие Франции, Англии, Италии, а возможно - и других стран. Считалось желательным использовать комплектующие, разработанные в разных государствах. Например, французский самолет лучше всего было бы оснастить британским двигателем, вооружить бельгийскими пушками и укомплектовать итальянскими приборами, ежели таковые найдутся.

Для начала планировалась постройка 1000 самолетов нового типа, что для мирного времени было бы очень крупным контрактом. Начало поставок ожидалось в 1957 году. Проведение конкурса было поручено специальному комитету, который возглавил знаменитый ученый-аэродинамик, профессор Теодор фон Карман. Тактико-технические требования были сформированы на основании результатов штабных игр, моделирующих сценарий возможной мировой войны. По мнению натовских генералов, события развивались бы следующим образом.

Войска СССР и его союзников клиньями вонзаются в передний край обороны НАТО, на главных направлениях советская авиация наносит атомные удары, уничтожая промышленные центры, резервы и армейские группировки в прифронтовой полосе. Продвижение противника будет остановлено на западных и южных границах ФРГ и Австрии с помощью свежих войск, переброшенных из США и Канады. Там война примет затяжной позиционный характер, все будут решать ресурсы, способность восполнять потери и наращивать силы. И вот тут-то на уцелевших заводах на неоккупированном западе Европы будет развернут массовый выпуск нового легкого штурмовика (правда, после тысячи построенных еще в мирное время самолетов фраза "будет развернут массовый выпуск" выглядела как-то странно). Он будет прост и дешев, сможет действовать с маленьких грунтовых площадок или с неразбомбленных участков автострад. Особо оговаривалось минимально возможное время подготовки к вылету и способность работать долгое время в отрыве от основных баз. 

Вооружение самолета должны были со: ставить пушки калибра 20 мм или крупнокалиберные пулеметы, плюс - неуправляемые ракеты и бомбы. Приборное оборудование определялось самыми необходимыми потребностями, причем пилот должен был иметь возможность продолжать выполнение задачи даже в случае множественных отказов или повреждений систем.

Важное влияние на формирование требований к "евроштурмовику" оказали два внешних фактора. Во-первых - информация о результатах боевого применения советского истребителя МиГ-15 в Корее, а во-вторых - противоречивость, неполнота, а часто и недостоверность упомянутой информации, так как она поступала из США, где итоги дальневосточного конфликта оценивались крайне тенденциозно. Пока генералы в брюссельской штаб-квартире НАТО рассуждали о будущей войне, во Франции работы над таким самолетом уже зашли достаточно далеко. В декабре 1953 года ВВС этой страны заказали фирмам Ateliers d'Avion Louis Breguet и General d'Avions Marsel Dassault сокращенно GAMD по одному опытному образцу перспективного самолета поля боя.

Эти проекты, что называется, "попали в струю", и выглядели бесспорными фаворитами. Бреге разрабатывал свою модель Вг 1100, а Дассо - "Мистэр" XXII, идя, кстати, с большим отрывом. Опережающие темпы последнего объяснялись просто - новый "Мистэр" был как бы конгломератом двух предыдущих. Фюзеляж был взят с незначительными изменениями из проекта (правда, не совсем удачного) перехватчика "Мистэр-Дельта", а крыло было логическим развитием весьма совершенных в аэродинамическом плане несущих поверхностей "Мистэра" IVB. Забегая вперед, отметим, что обе эти машины дали чрезвычайно удачное потомство. Из "четверки" получился сверхзвуковой "Супер-Мистэр" В.1, а из "Дельты", в конечном итоге, - знаменитый "Мираж" III.

Помня об успехе построенных по классической компоновке истребителей MD 450 "Ураган" и семейства "Мистэр" I-IV, Марсель Дассо решил не оригинальничать и на сей раз. По возможности используя задел готовых решений, его команда быстро "слепила" дьявольски элегантный, компактный и стремительный низкоплан с крылом большой стреловидности, короткими боковыми воздухозаборниками и весьма просторной для такого маленького самолета кабиной. Главным оружием штурмовика должна была стать пара тридцатимиллиметровых пушек нового поколения "Дефа-552". Это орудие при довольно тяжелом снаряде обладало высокой скорострельностью за счет применения перспективной револьверной схемы. Пушки устанавливались в легкосъемном модуле (как на МиГ-15), который можно было легко опустить для перезарядки и обслуживания. Кроме того, как тогда было модно, артустановка могла заменяться на выдвижной блок-контейнер для неуправляемых ракет. Под крылом предусматривались пилоны для бомб, ракет и дополнительных баков.Силовую установку должны были составить два форсированных двигателя SNECMA R 105, подававших определенные надежды, но пока еще не готовых. Время шло, а работоспособных образцов все не было и, в конце концов, установили пару ТРД "Габизо" фирмы Турбомека. Под те же двигатели R 105 первоначально проектировался и Вг 1100. Он также отличался небольшими размерами и чистотой форм, но имел не столь сильное встроенное вооружение - четыре полудюймовых (12.7 мм) "Кольт-Браунинга". Кроме того, к участию в конкурсе был допущен истребитель-бомбардировщик SE 5000 "Барудер" фирмы Сюд Эст. Главной идеей, которую конструктор Всеволод Якимюк положил в основу концепции этой машины, стала возможность эксплуатации в безаэродромных условиях. Взлет осуществлялся с тележки, на которую можно было установить дополнительные ускорители, а посадка - на две лыжи.

Тележка конструкторам удалась на славу. С весогабаритным макетом самолета она устойчиво "бегала" и хорошо рулила. Мало того, однажды на испытаниях тележка с водруженным на нее "чучелом" будущего истребителя даже оторвалась от земли, помимо воли пилота совершив приличный подлет и благополучную посадку. 1 августа 1953 года начались летные испытания первого опытного SE 5000.01. Машина показала неплохие характеристики, могла взлетать с тележки или посадочной лыжи и даже рулила "на брюхе". Полеты машины впечатляли, но недостатки такого шасси были очевидны, и реальных шансов на победу в конкурсе этот "летающий цирк" не имел. Кроме того, конкурсный комитет потребовал установки на самолет английского двигателя Бристоль "Орфей", с которым характеристики самолета неизбежно упали бы. Это требование не нашло понимания на фирме. Представители ВВС и правительства Франции обещали "посодействовать" и уладить вопрос о силовой установке для всех штурмовиков-конкурсантов.

После официального "выдвижения кандидатур" "Мистэра" XXII и Вr 1100 "на должность" стандартного натовского штурмовика, проекты претерпели некоторые изменения. Самолет фирмы Бреге получил название Таоn, что переводилось как "овод" и являлось анаграммой сокращения НАТО (по-французски - OTAN). Проект Дассо стал теперь именоваться Etendard II (знамя, флаг). Но не это было главным. Конкурсная комиссия пришла к выводу, что двигатели "Габизо" не являются достаточно надежными, и в навязчивой форме рекомендовала установить английский ТРД "Орфей". Фирма Бреге находилась на более раннем этапе работ и смогла быстро перекомпоновать проект под один "Орфей" Mk.3, развивавший тягу 2200 кгс на старте. Специалисты GAMD не стали переделывать почти готовую машину, тем более что параллельно шел ее однодвигательный вариант.

23 июля 1956 года летчик-испытатель Поль Будье впервые поднял "Этандар" II с испытательного аэродрома фирмы в Мелун-Виллароше. А на следующий день в Бордо-Мериньяк состоялся облет однодвигательного "Мистэра" XXIV. Испытания "двойки" стали маленьким разочарованием. Самолет так и не превысил скорость звука, а его скороподъемность оказалась вдвое ниже расчетной. Но менеджерам удалось свалить всю вину на двигатели - недостаточно высотные и, к тому же, крайне ненадежные. Было решено прекратить строительство второго экземпляра машины модели II и сосредоточить все силы на "четверке".





 ЛТХ:
Модификация   Etendard II
Размах крыла, м   8.74
Длина самолета,м   12.89
Высота самолета,м   3.80
Площадь крыла,м2   24.20
Масса, кг  
  пустого самолета   4210
  максимальная взлетная   5650
Тип двигателя   2 ТРД Turbomeca Gabizo
Тяга, кгс   2 х 1100
Максимальная скорость, км/ч   1054 (М=0.99)
Крейсерская скорость, км/ч   976
Практическая дальность, км   1100
Практический потолок, м   15000
Экипаж, чел   1
Вооружение:   две 30-мм пушки DEFA 552 с 150 патронами на пушку.
  Боевая нагрузка - 1500 кг на 4 узлах подвески,
  УР AS-30L, ПУ НУР, бомбы


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Первый экземпляр Etendard II  (Etendard I)
 Etendard II
 Etendard II
 Etendard II
 Etendard II
 Etendard II

  Схемы:

 Etendard II

 



 

Список источников:

Авиация 1999-04. Сергей Мороз. Швейцарский нож
Авиаколлекция. Владимир Ильин. Палубные штурмовики "Этендар" и "Супер Этендар"
Моделист-Конструктор 2009-04. Н. Околелов, А. Чечин. Гордый флаг республики
Авиация и Время 1999-06. А. Котлобовский, С. Полетаев. Крылатое "знамя" флота

Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Dassault 'Etendard' II
Dassault Aviation History. Etendard II
Docavia 028. Jean Cuny. Les Avions de combat francais
Le Fana de l'Aviation 1991-05-06. Luc Ristor. L'"Etendard" IVM
Le Fana de l'Aviation 2006-08. Roland de Narbonne. Les avions du concours OTAN
Le Fana de l'Aviation 2016-08. Roland de Narbonne. La saga du Dassault "Etendard"


Уголок неба. 2017 



 

  Реклама: