История создания самолета F-111 представляет интерес с различных точек зрения. В первую очередь с технической - это первый серийный боевой самолет с крылом изменяемой
стреловидности (ИС). Во-вторых, с политической: резонанс, вызванный появлением этого самолета, послужил катализатором ускоренной разработки подобных машин в СССР и причиной отказа
от создания самолета TSR.2 в Великобритании. В-третьих, опыт его создания доказал возможность выработки общих, не только технических, но и тактических требований к одному самолету
со стороны ВВС и ВМС США. В решении последней задачи не последняя роль принадлежала лично министру обороны Р. Макнамаре. Разработка F-111 началась в 1960 году по программе TFX -
"экспериментальный тактический истребитель". Первый этап работ закончился осенью 1961 года, когда флот и ВВС пришли к общему мнению относительно тактико-технических характеристик.
Они были розданы шести фирмам для разработки эскизных проектов будущего самолета. ВМС хотели получить новый F-111В для завоевания превосходства в воздухе и заменить им истребители
"Фантом-2". Он должен был патрулировать на возможно большей дальности от авианосца, поражая обнаруженные цели с помощью УР большей дальности "Феникс". Одновременно с этими задачами
машина могла использоваться для непосредственной авиационной поддержки войск на поле боя. ВВС видели F-111 как многоцелевой самолет для замены тактических истребителей F-105 и F-4.
Особое внимание обращалось на возможность совершать полет на малой высоте со сверхзвуковой скоростью. Флот относился к этому требованию ВВС скептически, так как летчик в таком
полете физически не мог производить опознание цели и наведение на нее имевшихся видов оружия. Поэтому палубная модификация не оснащалась соответствующим оборудованием. Основным
требованием было наличие максимально большого общего количества деталей у палубной и сухопутной модификации самолета. Проекты представили фирмы: "Локхид", "Макдоннэл", "Норт
Америкэн", "Боинг", "Чанс Воут" совместно с "Рипаблик" и "Дженерал Дайнемикс" с "Грумман". Наиболее похожими оказались модификации "Дженерал Дайнемикс" и "Грумман" (82% общих
деталей). Ответственным исполнителем программы TFX назначили ВВС, а флоту поручили руководить разработкой двигателя TF30. Главным подрядчиком назначили фирму "Дженерал Дайнемикс",
которая отвечала за постройку передней и средней частей фюзеляжа с крылом и механизмом его поворота. Она же производила сборку F-111A. За постройку остальных частей конструкции и
сборку F-111B отвечала фирма "Грумман". Контракт на производство опытных и предсерийных самолетов заключили в ноябре 1962 года. Постройка первого F-111В была закончена в
конце 1964 года; первый полет совершен 18 мая 1965 года. В основу конструкции истребителя легли результаты исследований NASA в области летательных аппаратов с крылом ИС. Наиболее важные результаты достигнуты в конце 50-х годов, когда
NASA получила материалы и летающие модели английского самолета "Сваллоу" ("Ласточка") конструктора Уоллиса. Уже к 1960 году была готова принципиально новая компоновка такого
самолета, отличная от схем, использованных на X-5 и XF-10F, с минимальным влиянием изменения стреловидности на центровку самолета. Для проверки теоретических данных построили
модель центроплана с системой поворота крыла. После статических испытаний стала ясна необходимость применения поворотных пилонов для полетов на малой высоте, либо размещения
большей части полезной нагрузки во внутрифюзеляжном отсеке вооружения. Однако схема, использованная на F-111, отличалась от схемы NASA минимальным расстоянием между крылом и
стабилизатором (25 см) при максимальной стреловидности. На неподвижной части крыла (наплыве) установлено специальное устройство - вращающаяся секция наплыва, которая предназначена
для увеличения подъемной силы и улучшения обтекания крыла. Пилоны для подвески вооружения разместили под подвижными частями крыла, причем два внутренних были поворотными, а два
внешних неподвижными. Последние сбрасывались при угле стреловидности крыла более 26 градусов. Во время испытаний проявились довольно серьезные недостатки в конструкции
воздухозаборников и двигателей, приводящие к самопроизвольному выключению форсажа, или помпажу двигателя. Пришлось перепроектировать воздухозаборник и изменить углы установки
лопаток первых ступеней компрессора. Несмотря на то, что по взлетно-посадочным характеристикам F-111В превосходил все остальные палубные самолеты, к нему на флоте относились с большим недоверием; было заказано всего
24 самолета. Впоследствии построили только четыре серийные машины, а заказ на остальные был аннулирован. Причиной послужили: большой взлетный вес самолета (34500 кг), низкий
потолок (18000 м), высокая стоимость и низкая боевая эффективность. К тому же как истребитель, он практически по всем параметрам
уступал "Фантому", для замены которого на палубах авианосцев, собственно, и предназначался.
В 1968 году первые шесть серийных сухопутных F-111А направили во Вьетнам, где они приняли участие в ударной операции "Combat Lancer". В результате за 55 боевых вылетов было
сбито три самолета, причем на малой высоте. Это полностью подтвердило правильность отношения флота к истребителю F-111.
Официально программу F-111B аннулировали в декабре 1968 г.
Единственным, кто выиграл от разработки F-111В, была фирма "Грумман" - ее новый проект по программе VFX (ставший в последствии
F-14) имел очень много общего с F-111В (полностью новый планер, но сохранив двигатели, систему управления
оружием и вооружение самолета F-111B). В первоначальном варианте VFX-1 имел однокилевое хвостовое оперение, те же двигатели и аналогичное бортовое
оборудование. Вместо вращающейся секции наплыва установили выдвижную горизонтальную поверхность. Весовые показатели значительно улучшили, изменили воздухозаборники и заново
спроектировали носовую и хвостовую части фюзеляжа, снизив аэродинамическое сопротивление. Это позволило фирме "Грумман" при минимальных затратах выиграть в конкурсе.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
F-111B |
Размах крыла, м |
|
максимальная |
21,34 |
минимальная |
10,34 |
Длина самолета, м |
20,98 |
Высота самолета, м |
5,08 |
Площадь крыла, м2 |
51.10 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
21092 |
нормальная
взлетная |
32850 |
максимальная взлетная |
39264 |
Тип двигателя |
2 ТРДДФ Pratt & Whitney
TF30-P-1(12) |
Тяга, кгс |
|
номинальная |
2 х
5445 (5575) |
на форсаже |
2 х
8391 (9185) |
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте |
2333 |
у земли |
1255 |
Перегоночная дальность, км |
5115 |
Практическая дальность, км |
1760 |
Максимальная скороподъемность,
м/мин |
6492 |
Практический потолок, м |
13685 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
одна 20-мм шестиствольная пушка М61А1 "Вулкан"
с 2028 патронами.
боевая нагрузка на 6 узлах подвески.
стандартный вариант - УР
AIM-54A Phoenix |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|