F-14В, усовершенствованный вариант Tomcat, до мая 1991 года был известен под
обозначением F-14A+. Он отличался ТРДДФ General Electric F110-GE-400, которые
имели ряд важных преимуществ по сравнению с используемыми ранее двигателями
TF30. Их возросшая мощность позволила резко улучшить летные характеристики
машины и выполнять взлет с катапульты на боевом режиме работы силовой установки.
Также значительно сократился расход топлива, а боевой радиус действия увеличился
на 62%. F110 позволяли пилоту "забыть" о двигателях во время воздушного боя и
свободно действовать РУДами, вне зависимости от угла атаки и скорости. Другие отличия F-14B включали изменения в конструкции крыла, доработанное
оборудование кабины, установку новой системы предупреждения о радиолокационном
облучении AN/ALR-67 с антеннами под корневой частью крыла, установку новой
системы Direct Lift Control/Approach Power Control и переработку отсека пушки,
установив вместо вентиляционных решеток заборники NACA. Также была установлена
система диагности двигателей и КВ/УКВ радиооборудование AN/ARC-182.
Модернизированной системе управления огнем AWG-9 было присвоено новое
обозначение AN/AWG-15F/H. Параллельно с экспериментами с двигательными
установками, специалисты фирмы Grumman постоянно вели работы над
модернизацией авионики самолета. В результате появился вариант F-14C с двигателями
General Electric F101DFE, телевизионной системой распознавания целей TCS, навигационной
системой Honeywell и более совершенными бортовыми компьютерами.
Однако и эта версия не была реализована в серии. Впрочем, опыт,
накопленный во время разработки и испытаний всех этих модификаций, был
использован при работе над моделями F-14A+ и F-14D, которые позже
пошли в серию. В программе создания F-14А+ задействовали шесть самолетов, в том числе и
самолет No. 157986, уже послуживший в 1973 году для отработки F-14В с двигателями Pratt & Whitney F401. Первый полет с двигателями F110-GE-400 эта машина
совершила 29 сентября 1986 года. По получении положительных результатов
испытаний 15 февраля 1987 года, "General Electric" получила заказ стоимостью 235
млн долларов на выпуск серийных F110. ВМС получили первый серийный двигатель
F110-GE-400 для F-14A+ 30 июня 1987 года. Первый из прототипов F-14A+
No. 162910 взлетел в сентябре 1986 года. Построили 38
новых F-14A+, но они не могли нести контейнер разведывательной системы TARPS.
Хотя первоначально планировалось, что все F-14B будут доработаны до стандарта
F-14D, в дальнейшем от этих планов отказались. Вместо этого F-14B получили лишь
отдельные элементы F-14D, включая контейнер с датчиками TCS/IRST под носовой
частью. В 1988 году ВМС приступили к реализации программы ММСАР (Multi-Mission
Capability Avionics Program). Она предусматривала установку усовершенствованной
системы предупреждения об облучении AN/ALR-67, шведских контейнеров с ловушками
BOL на пусковых устройствах ракет Sidewinder, новой бортовой ЭВМ, двух цифровых
шин обмена информацией MIL-STD 1553В и нового тактического дисплея в кабине
оператора. Первые F-14A, доработанные по программе ММСАР, были поставлены в 1994
году. Цифровую систему управления полетом GEC-Marconi стали устанавливать с 1996
года, и ее применение значительно улучшило управляемость Tomcat.
11 августа 1988 года эскадрилья VF-74 первой получила новые F-14A+. В 1989
году эскадрильи VF-103, VF-142, VF-143 и VF-211 сменили свои F-14A на F-14A+. Но
если VF-142 была расформирована в апреле 1995 года, то VF-103 поменяла свои
Tomcat на Super Hornet лишь в сентябре 2004 года, a VF-143 и VF-211 - в 2005
году. В эскадрилью VF-102 на авиабазе ВМС Оушена первые F-14B поступили в июне
1994 года, a VF-32 поменяла свои F-14A на F-14B в августе 1997 года. Последний
вылет самолеты VF-32 совершили в 2005 году, а к октябрю эскадрилью перевооружили
на F/A-18F Super Hornet, отправив Tomcat на базу хранения. В 1998 году ВМС США провели программу SLEP для продления срока эксплуатации, в
ходе которой были доработаны 67 F-14B, получившие новое обозначение F-14B
Upgrade. Последний F-14B был снят с вооружения в 2006 году.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
F-14A+ |
Размах крыла, м |
|
максимальный |
19.55 |
минимальный |
11.65 |
Длина самолета, м |
19.10 |
Высота самолета, м |
4.88 |
Площадь крыла, м2 |
52.49 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
18191 |
максимальная взлетная |
33800 |
Масса топлива, кг |
|
внутренее |
7350 |
ПТБ |
1725 |
Тип двигателя |
2 ТРДДФ General Electric F110-GE-400 |
Максимальная тяга, кН |
|
форсированная |
2 х 120.10 |
нефорсированная |
2 х 71.20 |
Максимальная скорость, км/ч |
1990 (М=1.88) |
Крейсерская скорость, км,ч |
765 |
Перегоночная дальность, км |
5210 |
Практический потолок, м |
7,0 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
17000 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
встроенная 20-мм пушка М61А-1 (675 снарядов) слева по борту в носовой части фюзеляжа. Боевая нагрузка - 6580 кг на 8 узлах подвески Под фюзеляжем могут размещаться четыре УР средней дальности AIM-7 Sparrow в полупотопленном положении или УР большой дальности AIM-54 Phoenix на специальных платформах. 4 УР ближней дальности AIM-9 Sidewinder УАБ Rockeye, GBU-24/B, кассетные бомбы типа CBU |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2011
|