Многие люди из Пентагона и конгресса США очень быстро понялиущербность "Томкэта" в качестве многоцелевого истребителя, при
этом вовсе не умаляя его способность осуществлять ПВО авианосного
соединения на дальних рубежах. Наряду с чисто техническими
проблемами особую тревогу вызывала слишком высокая цена
перехватчика. Один "Томкэт" стоил столько же, сколько четыре
отнюдь не самых дешевых "Фантома", причем "Фантом", в отличие от
F-14, был "мастером на все руки", способным и крылатые ракетысбивать (теоретически), и воздушный бой вести (правда, не всегда
удачно), и удары по наземным целям наносить. Конечно, никто не
ставил вопрос о продлении срока службы F-4 в качестве
альтернативы принятию на вооружение "Томкэта". Конкурент у F-14
был куда более серьезный: в июле 1971 г. Пентагон инициировал
изучение возможности базирования на авианосцах истребителей F-15.
Тогда фирме Грумман при поддержке вице-адмирала Коннели удалось
сравнительно легко отстоять "Томкэт". Новая дискуссия
развернулась в марте 1973 г.; вновь на палубы авианосцев
продвигали F-15N (N - NAVY, ВМС США). Фирме Грумман пришлось
туго. Спешно в противовес F-15 были представлены проекты
модернизации "Томкэта" в F-14B/C/D. "Иглы" так и не появились на
авианосцах, но "Томкэтам", тем не менее, пришлось потесниться:
дискуссия оказала влияние на развитие авиации ВМС, стимулировав
работы по многоцелевому истребителю F-18 "Хорнит". Таким образом,
ВМС, как и ВВС США пришли к выводу о необходимости иметь на
вооружении смешанный парк истребителей: дорогих и
сложные-F-14,
F-15) наряду с более простыми и дешевыми (F-18, F-16).
Возможности "Томкэта" по ведению воздушного боя были, конечно,
недостаточными, зато самолет обладал и неиспользованными
резервами тактического применения, прежде всего в качестве
разведчика и ударного самолета. В 1980-81 гг. 49 самолетов F-14
оборудовали подвесными контейнерами тактической разведывательной
системы TARS (Tactical Airborne Reconnaissance Pod System),
располагаемой на левом заднем подфюзеляжном
узле подвески УР "Феникс" (в этом случае
подвеска ракет не правое задаем узле не
производится). В контейнере (масса около
800 кг, длина 5,27м и максимальная ширина 0,67
м) размещаются один кадровый АФА KS-87B для
плановой и перспективной съемок, один
АФА КА-99 для панорамной съемки с малых
высот, ИК станция AN/AAD-5 с линейным
сканированием и система записи полетных
данных AN/ASQ-172. В каждой ааиаэскадрилье
системой TARPS оборудованы, как правило,
три самолета. Для ее подвески и снятия
требуется не более 30 мин.
Исследования по изучению возможности
применения F-14 в качестве ударного самолета начались в 1988 г.,
когда на полигоне ВМС Чайна Лэйк испытывались различные варианты
бомбовой нагрузки самолета. После "Бури в Пустыне" в состав БРЭО
самолета интегрировали подвесные контейнеры LANTIRN,
обеспечивающие навигацию и применение оружия по наземным целям в
полете ночью на малых высотах, а в состав подвесного вооружения
включили бомбы с лазерным наведением. Доработанные таким образом
F-14 получили название Bombcat. Первым подразделением, чьи
"Томкэты" превратились в "Бомбкэты", стала в 1994 г. эскадрилья
VF-103.
Главное внешнее отличие "Бомбкэта" в
оборудовании - установка в кабине 20-ти
дюймового дисплея тактической
обстановки и боковых ручек управления,
разработанных еще по программе
малозаметного палубного штурмовика А-12.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
F-14 Bombcat |
Размах крыла, м |
|
максимальный |
19.55 |
минимальный |
11.65 |
Длина самолета, м |
19.10 |
Высота самолета, м |
4.88 |
Площадь крыла, м2 |
52.49 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
18950 |
максимальная взлетная |
33725 |
Масса топлива, кг |
|
внутренее |
7350 |
ПТБ |
1725 |
Тип двигателя |
2 ТРДДФ General
Electric F110-GE-400 |
Максимальная тяга, кН |
|
форсированная |
2 х 120.10 |
нефорсированная |
2 х 71.20 |
Максимальная скорость, км/ч |
1990 (М=1.88) |
Крейсерская скорость, км,ч |
765 |
Практический потолок, м |
16150 |
Практическая дальность, км |
2965 |
Боевая дальность, км |
1994 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
7,0 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
встроенная 20-мм пушка М61А-1 675 снарядов) слева по борту в носовой части фюзеляжа. Боевая нагрузка - 6580 кг на 8 узлах подвески Под фюзеляжем могут размещаться
четыре УР средней дальности AIM-7 Sparrow в полупотопленном положении или УР большой дальности (до 185 км) AIM-54 Phoenix на специальных платформах.
4 УР ближней дальности AIM-9 Sidewinder Бомбовое вооружение: Mk.82 (BLU-111A/B), Mk.83 (BLU-110A/B), Mk.84, GBU-10, GBU-12, GBU-16, GBU-24,
CBU-20, CBU-78, CBU-99, CBU-100, практические бомбы Mk.76, Mk.106, BDU-33, BDU-45, BDU-48 BDU-57 LGTR,
кассетные бомбы и боеприпасы BRU-32, BRU-42, CCU-44, CCU-45, Mk.19, Mk.107, Mk.125, мины Mk.36, Mk.62,
ПУ НУР: LAU-92, LAU-93/132 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2011
|