В 1973 г. ВМФ США были вынуждены прекратить разработку модели F-14B с двигателями Pratt & Whitney F401-P400 тягой
12740 кгc. Вследствие этого все F-14A укомплектовывались
двигателями TF30 тягой 9480 кгc, которые первоначально
рассматривались как временная мера. Поэтому в 1984 году было
решено создать "переходную" модификацию F-14 с двигателями
F110-GE-400 производства корпорации General Electric.
Эта модель получила индекс F-14A (Plus). Позднее 32 модернизированным
самолетам был присвоен индекс F-14B. Следующая модификация
имела индекс F-14D Super Tomcat.
Изначально обозначение F-14D получил так и не построенный упрощенный вариант
самолета Tomcat, предложение по которому появилось, когда стоимость базового
F-14A стала слишком большой. Известный ныне F-14D был анонсирован в 1984 году
как улучшенный Tomcat с цифровым БРЭО. Параллельно, как промежуточный вариант,
разрабатывался F-14A+ в качестве более дешевого дополнения - предполагалось
дорабатывать уже построенные самолеты.
Успех комбинации F-14B Super Tomcat с двигателями F101-DFE привел к принятию в
феврале 1984 года решения об установке на новый вариант двух двигателей
F110-PW-400 (серийный вариант DFE) тягой по 122,8 кН; стало возможным отказаться
от проблемныхТРЗО. Замена двигателей снизила на 30% расход топлива, на 50%
увеличила боевой радиус и на 33% увеличила продолжительность патрулирования.
Увеличение тяги положительно сказалось на взлетных данных самолета, повысило
безопасность полетов, благоприятно сказалось и на безопасности всего флотского
соединения, особенно ночью, когда пламя от форсажей старых двигателей сильно
демаскировало авианосец. Новые двигатели установили на прототип F-14B Super
Tomcat; двигатели были снабжены 127-см вставкой в районе форсажной камеры для
сохранения центровки самолета. Данная вставка позволяла устанавливать новые
двигатели на уже построенные самолеты без существенных переделок планера.
Тяжелая секция двигателя реально сместилась вперед на 99 см, а форсажные камеры
оказались смещенными назад, в сравнении с F-14A, на 28 см. F-14B с новыми
двигателями выполнил первый полет в 1986 году, позже он был доработан до уровня
F-14D, включая установку контейнера General Electric/Martin-Marietta с ТВ- и ИК-оборудованием.
Важнейшим элементом модернизации стала замена БРЭО, что позволило повысить
боевую эффективность Tomcat при выполнении задания перехвата воздушных целей. На
F-14D установлена РЛС AN/APG-71 с цифровым процессором, программное обеспечение
которой основано на ПО исходной РЛС AN/AWG-9, а индикатор РЛС AN/APG-71
совместим с очками ночного видения. БРЭО F-14D выполнено на основе
мультиплексной архитектуры с использованием ЭВМ AYK-14. В состав БРЭО включены
приемник предупреждения об излучении AN/ALR-67. На самолете установлены цифровая ИНС AN/ASN-139 и цифровые системы управления сбросом внешней нагрузки. На всех
F-14D расширены возможности по поражению наземных целей, установлены
катапультные кресла Martin-Baker Mk 14 NACES.
Четыре прототипа были конвертированы из F-14A, a F-14B с новыми двигателями
принимал участие в отработке силовой установки. Первый полет F-14В с F110-GE-400
выполнил 29 сентября 1986 года. Первый прототип (РА-1/161865) поднялся в воздух
23 ноября 1987 года, на нем установили РЛС APG-71 и цифровое БРЭО, но сохранили
двигатели TF30-PW-414. Прототип использовался для интеграции бортового
оборудования, испытаний РЛС и системы обмена информацией. Второй прототип
(РА-2/161867), единственный из четырех, получил двигатели F110-GE-40; первый
полет он выполнил 29 апреля 1988 года и использовался для отработки и испытаний
бортовых систем, сертификационных испытаний. Третий и четвертый прототипы
(РА-3/162595 и РА-4/161623) с двигателями TF30-PW-414 выполнили первые полеты 31
мая и 21 сентября 1988 года, соответственно; их использовали для отработки РЛС,
БРЭО и системы управления сбросом внешней подвески. С РА-3 выполнялись пуски
ракет, РА-4 был задействован в программе сертификационных испытаний.
Из 127 запланированных F-14D были построены 37 самолетов (зав. номера
163412-163418,163893- 163904,164340-163357), прежде чем программу закрыли в 1989
году по экономическим причинам. Выкатка первого самолета состоялась 23 марта
1990 года, последнюю машину заказчик получил 20 июля 1992 года. Еще 18 F-14D6bmn
модернизированы из F-14А, всего ВМС США получили 55 F-14D, которыми вооружили
три эскадрильи и часть 124-й истребительной (тренировочной) эскадрильи
Тихоокеанского флота.
Первый из более 400 запланированных к модернизации в F-14D самолетов F-14A под
обозначением F-14D(R) был передан компании "Grumman" в июне 1990 года, второй -
в сентябре. Модернизация одного самолета занимала примерно 15 месяцев.
Реализация программы позволила бы сократить количество типов истребителей ВМС
США до двух - F-14D и F-14B. От этого плана пришлось отказаться из-за нехватки
денег. Шесть самолетов, доработка которых была предусмотрена бюджетом 1990 года,
под сокращение не попали, 98 машин, построенных в 1991-1995 годах, сократили,
выполнив модернизацию лишь на самолетах, созданных в 1991 году. Всего
модернизацию на заводе "Grumman" и в Норфолке (NADEP) прошли 18 самолетов (зав.
номера 161159,159610,161158,159613,159600,161166,159629,159628,159619,
159592,161133,159595,161154,159603,159635,159633,159618 и 159630).
На F-14D ракета "Спарроу" постепенно
заменяется новой УР AIM-120A (при разработке
обозначалась как AMRAAM - перспективная УР
средней дальности класса "воздух-воздух"),
которая значительно легче (около 160 кг),
имеет дальность 70-75 км и обеспечивает
ведение стрельбы одновременно
несколькими ракетами по нескольким
целям подобно УР "Феникс"). В однотипном варианте размещается до
восьми таких ракет. Потребности ВМС США
в ракетах AIM-120A составляют 7000 единиц (для
самолетов F-14 и F/A-18). Их оперативное использование на "Супер Томкэт"
планируется с 1994 года. Уже заказано
около 380 ракет, а в 1992-1993 финансовых
годах намечается закупить для ВМС 350
единиц.
В настоящее время совместно с
Великобританией, Германией и Норвегией
разрабатывается УР ближнего воздушного
боя AIM-132 (ASRAAM). Она может заменить ракеты "Сайдвиндер", что обеспечит к 2000 году полное обновление ракетного вооружения F-14. Кроме того, для самолета "Супер
Томкэт" создается новая пушка с
увеличенной до 2500 -3000 м/с начальной
скоростью снарядов. При разработке самолета
предусматривалось, что он сможет
применять и бомбовое вооружение.
18 машин F-14D(R) распределили между тремя истребительными эскадрильями: 2-й "Bounty
Hunters", 11-й "Red Rippers" и 31-й "Tomcatters".
Один из последних вариантов модернизации - F/A-14D - представлял собой ударную
модификацию F-14D; предполагалась конверсия ранее построенных самолетов для
замены А-6 Intruder в ожидании закупок F/A-18E/F. При выделении фондов в 1994
году работы можно было бы начать в 1995 году, а поставки модернизированных самолетов-двумя годами позже.
Компания "Grumman" видела в F/A-14D четырехэтапную альтернативу модернизации
F-14A/F-14В Block I, все самолеты предполагалось привести к стандарту F-14D за
счет установки двигателей F110, ЭВМ AYK-14, цифрового БРЭО и новой
электропроводки.
Первый семимесячный этап "Grumman" предусматривал установку ИК-системы, шины
данных Mil Std 1760, совместимой с перспективным вооружением вроде JSOW,
программируемого индикатора тактической информации, совместимого с очками
ночного видения, а также установку системы заполнения топливных баков пеной. ЭВМ
AYK-14 планировалось дополнить новыми запоминающими устройствами М8.
На втором этапе должны были установить буксируемые ложные цели AN/ALE-50,
навигационную ИК-систему, полноценное ночное освещение кабины и элементы БРЭО F/A-18D
и AV-8B, включая цветную движущуюся карту местности. На третьем этапе РЛС AN/APG-71
планировалось дополнить ПО от F-І 5Е, включая доплеровский режим, режим
синтезированный апертуры, режим следования рельефу местности. На четвертом этапе
в СУВ должны были быть интегрированы перспективные средства поражения, такие как JDAM и JSOW.
Второй и четвертый прототипы F-14D (No.161867 и No. 161623) и ранние
F-14D (No.163415/16) были задействованы в различных программах летных испытаний
как NF-14D. Испытания проводились в Центрах боевого применения авиации ВМС (РМТС
и NATC) и в 4-й опытовой эскадрилье (No. 163415 и No. 163416). Префикс "N" обозначал
невозможность возвращения самолетов в строевые части.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
F-14D |
Размах крыла, м |
|
максимальный |
19.55 |
минимальный |
11.65 |
Длина самолета, м |
19.10 |
Высота самолета, м |
4.88 |
Площадь крыла, м2 |
52.49 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
18950 |
максимальная взлетная |
33725 |
Масса топлива, кг |
|
внутренее |
7350 |
ПТБ |
1725 |
Тип двигателя |
2 ТРДДФ General Electric F110-GE-400 |
Максимальная тяга, кН |
|
форсированная |
2 х 120.10 |
нефорсированная |
2 х 71.20 |
Максимальная скорость, км/ч |
1990 (М=1.88) |
Крейсерская скорость, км,ч |
765 |
Практический потолок, м |
16150 |
Практическая дальность, км |
2965 |
Боевая дальность, км |
1994 |
Радиус действия, км |
|
с 6 УР AIM-7 |
1200 |
с 4 УР AIM-54, 2 AIM-7, 2 AIM-9 + 2 ПТБ (патрул. 1.5 час) |
280 (550) |
с 4 УР AIM-54, 2 AIM-7, 2 AIM-9 + 2 ПТБ (патрул.1 час) |
470 (680) |
т.ж. на скорости М=1.3 |
320 (515) |
т.ж. на скорости М=1.5 |
250 (400) |
в ударном варианте с 14бомбами Мk.82 |
1170 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
7,0 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
встроенная 20-мм пушка М61А-1 675 снарядов) слева по борту в носовой части фюзеляжа. Боевая нагрузка - 6580 кг на 8 узлах подвески Под фюзеляжем могут размещаться четыре УР средней дальности AIM-7 Sparrow в полупотопленном положении или УР большой дальности (до 185 км) AIM-54 Phoenix на специальных платформах. 4 УР ближней дальности AIM-9 Sidewinder УАБ Rockeye, GBU-24/B, кассетные бомбы типа CBU |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2013
|