В 1973 г. американской фирме, известной как создатель самолетов F-111 и YF-22, кажется, удалось реализовать давнюю мечту
авиаконструкторов: спроектировать самый легкий и при этом максимально
тяговооруженный истребитель. Дела пошли вполне удачно. В 1974 г. уже был
полностью разработан опытный самолет YF-16, послуживший основой для первого
серийного варианта F-16A, построенного в 1976 г., и еще более
усовершенствованной модели F-16C, появившейся в 1984-м. Постройка "Файтинг
Фолкона" (в переводе - "боевой" или "сражающийся сокол") наряду с
аэрокосмическими проектами стала для Дженерал Дайнемикс одной из приоритетных
программ на 1980-е и 1990-е годы. До 1994 г. было построено более 4000 этих
высокоманевренных и хорошо вооруженных машин, обладающих, по мнению
специалистов, прекрасными тактико-техническими данными.
Как и у многих советских машин, высокие ЛТХ F-16
достигнуты, в первую очередь, за счет очень высокой тяговооруженности. Мощный
двигатель Пратт Уитни с тягой в 11340кгс при среднем взлетном весе самолета
10000кг обеспечивает этот показатель порядка 1,13 единицы и позволяет машине
развить скорость до 2 М. Для сравнения, у F-14 "Томкэт" тяговооруженность равна
0,58 единицы. F-15 "Игл" - 0,71, МиГ-31 - 0,75, МиГ-29 - 1. Самолет F-16 имеет
очень компактную электронную систему, совершенное прицельное оборудование,
разнообразный набор подвесных баков, позволяющих достичь дальности полета до
3700 км. К тому же он располагает мощным вооружением: под фюзеляжем и крылом
могут быть размещены до 50 различных видов бомб и ракет. При этом максимальный
взлетный вес F-16 при полной загрузке не более 15 000 кг, как и у нашего
двухдвигательного МиГ-29, имеющего, впрочем, такую же максимальную скорость.
Один из ведущих специалистов фирмы "МиГ" сказал: "Если бы и у нас был такой же
надежный и безотказный двигатель, как "Пратт Уитни", мы не задумываясь
спроектировали бы однодвигательный истребитель".
По боевому применению самолет способен выполнять
как самостоятельные задачи, так и совместно с другими видами авиации, что вполне
доказано во время операции "Буря в пустыне" и региональных войнах на Ближнем
Востоке. Какова же, вкратце, биография этого самолета?
Фирма Дженерал Дайнемикс в конце 1960-х годов
начала предварительные исследования по варианту дешевого в производстве
фронтового истребителя. Эта работа после создания F-15 "Игл" была продолжена и
активизирована в результате получения в 1971 г. контракта от управления
авиационных систем ВВС на проведение исследований по улучшению маневренности
истребителей. В феврале 1972 г. фирма представила свои предложения на конкурс
проектов легкого истребителя, и в апреле был выбран лучший вариант.
Целью проектирования было достижение максимальной
маневренности самолета в воздушном бою в пределах разумно сбалансированных
ограничений на стоимость и сложность системы. Конструкторам требовалось создать
относительно дешевый истребитель небольшого веса и габаритов, способный
эффективно вести воздушный бой при скоростях, соответствующих диапазону чисел М
от 0,8 до 1,6. Причем программой предусматривалась не летная оценка отдельных
технических усовершенствований, а создание и испытание принципиально нового
самолета, способного впоследствии перерасти в эффективную систему вооружения.
Становление аэродинамического облика истребителя F-16 связано с несколькими
независимыми исследованиями, выполненными в период с 1968 по 1971 годы.
В 1969 - 1970 годах были проведены широкие
экспериментальные исследования воздухозаборников и их расположения на F-16 с
целью обеспечения равномерного поля скоростей и малых потерь давления в широком
диапазоне углов атаки и скольжения. Было выполнено исследование средств
управления по крену в околозвуковом диапазоне при больших перегрузках. Кроме
того, изучались природа бафтинга при больших углах атаки и средства его
ослабления. В результате этих экспериментов было определено расположение и тип
воздухозаборника, схема механизации крыла и общая аэродинамическая компоновка
будущего истребителя.
Далее события шли как по нотам: в 1974 году
начаты разработки предсерийных самолетов. С 1975 до конца 1976-го - летные
испытания и изготовление оснастки. С середины 1975 по 1978 г. выпущены 15 первых
самолетов. С конца 1976 до середины 1978 г. проведены все летные испытания, 1978
г - начало поставок самолетов F-16 ВВС США, а затем Бельгии - 116 экземпляров.
Нидерландам - 102, Норвегии - 72, Дании - 58 самолетов. С 1978 по 1980 г. были
построены первые 650 машин.
Надо сказать, что сразу же в Европе, особенно в
Бельгии и Нидерландах было налажено производство комплектующих частей к новому
самолету. Заказчиками стали также средиземноморские страны - например, Греция и
государства Ближнего и Среднего Востока - Израиль, Иран и Иордания. К самолету
F-16 проявили интерес Канада и Япония. Среди западноевропейских стран
покупателями нового истребителя также стали ФРГ, Англия и Италия, для которых он
может играть роль дополнения к многоцелевому истребителю Панавиа "Торнадо".
Швейцария выбрала F-16 для замены самолетов Дассо "Мираж" III.
Таким образом "Фолкон" является одним из основных
тактических истребителей ВВС США и 17 государств мира. Всего к 1993 году было
построено 3793 такие машины. 2203 из них поступили на вооружение ВВС и ВМС США,
а 1564 экспортированы в другие страны. Наибольшее число - 240 - в Турцию, 210 -
в Израиль, 174 - в Египет. Бельгия, Нидерланды и Турция начали строить
истребители F-16 на собственных заводах, при этом, разумеется, часть
комплектующих изделий поставляется из США.
Фирма Дженерал Дайнемикс разработала четыре
основных серийных варианта самолета. Первоначально выпускались одноместный F-16A
и двухместный учебно-боевой F-16B. А с 1984 г. началось производство более
совершенных машин - одноместных F-16C и двухместных F-16D. Мы уже примечали, что
все варианты истребителя имеют идентичные основные конструктивные элементы. В
процессе испытаний было увеличено оптимальное относительное удлинение крыла от 3
до 3,8 единицы. При этом удельная нагрузка на крыло уменьшалась с 292 до 219
кг/м2.
Крыло самолета F-16 среднерасположенное, имеет
так называемую интегральную схему, отличающуюся плавным сочленением крыла и
фюзеляжа (как у МиГ-29 и Су-27). Объединение фюзеляжа с крылом и применение
наплывов, представляющих собой расширенную вперед корневую зону крыла,
обеспечивает не только создание дополнительной подъемной силы при больших углах
атаки, но и большие внутренние объемы самолета. Кроме того, это значительно
повышает жесткость и уменьшает массу конструкции.
Крыло (его профиль NACA 64A-204) с углом
стреловидности по передней кромке 40° выполнено в основном из алюминиевых
сплавов. Оно имеет 12 лонжеронов, 5 нервюр, листовую обшивку и крепится к
фюзеляжу с помощью алюминиевых фитингов. Дополнительная подъемная сила
обеспечивается вихрями, сходящими с острых передних кромок наплывов, что
позволило значительно уменьшить потребную площадь крыла.
Изменение кривизны плоскостей при маневрировании
достигается при помощи носков крыла, автоматически отклоняемых в зависимости от
значения числа М и угла атаки. Носок каждой консоли состоит из одной секции и
имеет алюминиевую сотовую конструкцию. К механизации крыла можно также отнести и
флапероны (элероны-закрылки). Фюзеляж F-16 цельнометаллический типа полумонокок,
состоит из передней части, оканчивающейся задним срезом кабины, центральной,
хвостовой и воздухозаборника. Носком фюзеляжа служит обтекатель антенны фирмы
Брансвик.
Хвостовое оперение однокилевое. Стабилизатор и
киль консольной конструкции с обшивкой из углепластика и алюминиевым
заполнителем. Носки киля и стабилизатора стальные, законцовка киля из
стеклопластика. Имеется небольшой стеклопластиковый форкиль и взаимозаменяемые
подфюзеляжные кили из графитоэпоксидной композиции.
Консоли управляемого стабилизатора также
взаимозаменяемы. Два расщепляющих воздушных тормоза расположены по обе стороны
хвостовой части фюзеляжа. Их поверхности отклоняются на 60° вне зависимости от
скорости полета. Для управления рулем направления и стабилизатором используются
сервоприводы. Шасси у F-16 с гидравлическим приводом. Носовая стойка убирается
назад в фюзеляж, основные стойки - вперед в фюзеляж. Носовая стойка шасси
расположена за воздухозаборником, с целью уменьшения опасности попадания
посторонних предметов в двигатель при движении самолета по земле и
поворачивается при уборке на 90° для горизонтального размещения под каналом
воздухозаборника.
Шасси имеет масляно-пневматические амортизаторы.
Тормоза и основные колеса фирмы Гудьир. Пневматики основной стойки шасси фирмы
Гудрич размером 61,2x33 см, управляемое носовое колесо с пневматиком размером
43,2x19,2 см. Около 80% деталей основных стоек шасси взаимозаменяемы. Створки
отсека стоек шасси выполнены из углепластика. Под нижней частью фюзеляжа
расположен тормозной крюк.
В качестве силовой установки на самолете
установлен ТРДДФ "Пратт-Уитни" F100-PW-100 с максимальной тягой 11300кгс.
Основной запас топлива размещается в крыле и пяти отсеках фюзеляжа, образующих
два топливных бака. Вес топлива во внутренних емкостях на F-16A - 3150 кг, а на
F-16B - на 16% меньше. На верхней поверхности центральной части фюзеляжа за
кабиной расположен переходник для заправки топливом в полете. Дополнительный
запас топлива может быть размещен в подвесных баках под крылом и фюзеляжем.
Кабина оснащена системой кондиционирования и
катапультируемым креслом фирмы Стенсел, позволяющим производить
катапультирование на всем диапазоне скоростей и высот. Фонарь каплевидной формы
обеспечивает отличный круговой обзор. Боковая ручка управления с очень малым
перемещением установлена на подлокотнике и обеспечивает точное управление
самолетом во время боевого маневрирования.
На F-16 установлен импульсный доплеровский
радиолокатор с плоской антенной решеткой в носовой части фюзеляжа. Он выполнен в
комплекте модульных компонентов общим весом 118 кг. Требования к локатору
предусматривают поиск и сопровождение воздушных целей при наличии местных помех
с дальностью обнаружения 28 - 37 км в нижней полусфере и 37 - 46 км - в верхней.
В переднем отсеке перед кабиной экипажа установлены радиолокатор системы
навигации и наведения, а также бортовая ЭВМ. В заднем отсеке радиоэлектронного
оборудования установлены системы поиска и опознавания цели. На самолете также
установлена аппаратура защиты хвоста ALR-46.
Связное оборудование включает УКВ передатчик
ARC-164, переговорное устройство фирмы Андреак, установка кодированной
телефонной связи фирмы Магнавокс, криптографическое оборудование и устройство
подавления помех. Есть также вычислитель аэродинамических параметров,
инерциальная система наведения SKN-2400, датчики усилий на ручке управления,
индикатор на лобовом стекле, указатель обстановки в горизонтальной плоскости,
фотокинопулемет, радиолокационный электрооптический индикатор. На самолете также
установлен автомат сброса дипольных отражателей фирмы Тракор.
Второй опытный самолет YF-16 изначально был
вооружен лишь одной шестиствольной пушкой Дженерал Электрик М61-А-1 калибром 20
мм. Она была установлена с левой стороны фюзеляжа и имела боезапас 500 патронов.
Затем по ходу разработки были установлены узлы подвески ракет "воздух-воздух" с
ИК системой наведения по два под консолями крыла и один под фюзеляжем. Кроме
того, под крылом самолета оборудовали четыре узла для подвески дополнительных
грузов. Количество узлов под крылом было увеличено до шести. Таким образом на
современном F-16 имеется уже девять узлов подвески. Общий вес боевой нагрузки на
внешних узлах при уменьшенном запасе топлива равен 6900 кг и 4990 кг при полной
заливке топлива во внутренних баках. Типичный боекомплект, как правило, состоит
из двух снарядов АIМ-9J/L"Сайдуиндер" на концах крыла и четырех на внешних узлах
под крылом; сбрасываемых подвесных крыльевых топливных баков емкостью 1400 или
2270л и сбрасываемых подфюзеляжных баков емкостью 567 л или бомбы весом 1000 кг;
контейнера с лазерной системой слежения за целью; снарядов класса воздух-земля
или контейнера с осветительными бомбами. Возможна также подвеска контейнеров с
оборудованием радиопротиводействия фирмы Вестингауз. Предусмотрена возможность
применения ракет дальнего действия класса "воздух-воздух" "Спэрроу" с
радиолокационной системой наведения и ПКР "Гарпун" на самолетах F-16
европейского базирования.
Каковы же летные характеристики F-16? Они вполне
соответствуют основному назначению самолета - завоеванию превосходства в
воздухе. "Файтинг Фолкон" был спроектирован на основе требований высокой
маневренности в воздушном бою на средних высотах (в основном - ниже 9000 м) и
скоростях, соответствующих числам М = 0,8-1,6. Самолет способен набирать высоту
15000м за 90 с и выходить на сверхзвуковой режим менее чем через 40 с после
взлета.
Два опытных F-16 в процессе летных испытаний
совершили более 550 полетов с общим налетом более 600 часов. Была достигнута
высота более 18 300 м и скорость, превышающая два "Маха". Максимальная
продолжительность полета с заправкой топливом в воздухе - 4 ч 30 мин, а без
заправки в полете - 2 ч 55 мин. Все расчетные характеристики самолета были
подтверждены или даже превзойдены во время эксплуатации. F-16 при весе 10 205 кг
может совершать маневры с перегрузками до 7,33 единицы. При меньших весах
допустимая перегрузка возрастает до 9 единиц.
Впервые "Боевые соколы" F-16 были использованы в
военных действиях над территорией Ливана. Именно к тому эпизоду относится
утверждение, содержащееся в рекламных проспектах фирмы Дженерал Дайнемикс о том,
что "в ходе боев в долине реки Бекаа летом 1982 г. израильские истребители F-16
уничтожили 45 "МиГов!". Конечно, ради престижа чего только не напишут. В жизни
все было иначе. По данным советской разведки и наших военных советников,
находившихся тогда в Сирии, израильские самолеты F-16A 8 июня 1982 года сбили
над Ливаном сирийский истребитель МиГ-23МФ, а 10 июня - семь истребителей
бомбардировщиков Су-22. Кроме того, в ходе конфликта "Файтинг Фолконы"
уничтожили несколько сирийских вертолетов "Газель" и Ми-8. В то же время
истребителями МиГ-21 и МиГ-23МФ ВВС Сирии в воздушных боях уничтожено, как
минимум, шесть F-16A. Сирийские ВВС потеряли еще пять МиГ-23МФ, сбитых
израильскими F-15.
F-16 с шестиконечными звездами действовали над
ливанской долиной Бекаа "в связке" с истребителями F-16A "Игл" и получили данные
по целеуказаниям от самолетов ДРЛО "Хокай". Тактика была следующая: F-15
выполняли роль приманки для "МиГов". Когда последние выходили в атаку, пытаясь
применить ракеты средней дальности Р-23, их с малой высоты атаковали F-16,
"МиГам" оставалось одно из двух: или прекратить атаку и выйти из боя на форсаже,
"подставившись" при этом под удар со стороны F-15, вооруженных УР средней
дальности, или ввязываться в невыгодный ближний маневренный бой, где F-16
превосходил МиГ-23 и, по меньшей мере, не уступал МиГ-21бис.
Самолеты F-16A ВВС Пакистана участвовали в боевых
столкновениях с афганской и советской авиацией в ходе войны в Афганистане. Они
сбили два истребителя МиГ-23 и два истребителя-бомбардировщика Су-22 ВВС ДРА, а
также штурмовик советских ВВС Су-25, который пилотировал полковник Руцкой. В
ходе выполнения боевого задания Су-25 на короткое время вторгся в воздушное
пространство Пакистана и был атакован F-16A, подошедшими на малой высоте. Причем
в этом же бою пакистанцы сами прозевали двух МиГ-23МЛД, которые прикрывали
штурмовик. Один из советских МиГ-23 вблизи границы с Пакистаном ракетой
"воздух-воздух" уничтожил "Файтинг Фолкон".
В ходе боевых действий в районе Персидского
залива в составе ВВС США, развернутых на ТВД, имелось 249 самолетов F-16А,
которые использовались в качестве штурмовиков, и F-16C, применявшихся как
истребители-бомбардировщики. Эти самолеты совершили 13 500 боевых вылетов, в
основном, для нанесения ударов по наземным целям обычными свободнопадающими
бомбами и УР "Мейврик". По американским официальным данным было потеряно шесть
машин, сбитых огнем с земли. Между тем, объективный анализ статистики потерь
авиации США за 1991 г. свидетельствует о том, что истинные потери составили 20
самолетов. В начале 1992 г. F-16C ВВС США сбил иракский истребитель-перехватчик
МиГ-25П, вторгшийся в "запретную" зону на севере Ирака. При этом впервые на "Файтинг
Фолконе" были использованы новые ракеты средней дальности AIM-120 AMRAAM.
После серьезных дебатов в американских
аэрокосмических кругах, касающихся поиска нового средства борьбы с крылатыми
ракетами большой дальности, Пентагон оставил свой выбор на истребителе F-16A.
Этими самолетами в свое время предполагалось перевооружить 11 эскадрилий ПВО из
состава ВВС национальной гвардии, заменив в них, считающиеся устаревшими,
истребители-перехватчики F-106A "Дельта Дарт" и многоцелевые истребители F-4C
"Фантом-2".
Самолет F-16A прошел несколько этапов
модернизации - Block 10
оснащен двигателем P&W F100-PW-200 и
подвесным контейнером GPU-5/A.
Используется радиолокационная система
Westinghouse AN/APG-65. Block 15 оборудован РЛС AN/APG-66.
На F-16A Block 15 15OCU (Operational Capability Upgrade)
установлен ТРДДФ F100-PW-220, возможна
подвеска ПКР Penguin Mk.3, AGM-65 и AIM-120 AMRAAM.
Первый F-16A Block 15 15OCU был поставлен в
январе 1988 года. F-16A Block 15 15OCU
произведенный для ВВС Тайваня получил
обозначение Block 20.