В октябре 1986 года ВВС США объявили о
начале программы по преобразованию
многоцелевых истребителей Национальной
Гвардии F-16A/B Block 15 Fighting Falcon в истребители
ПВО для защиты Северной Америки от
бомбардировщиков и крылатых ракет.
Первый F-16 ADF (Air Defense Fighter) был готов в
феврале 1989 года. В это же время был
подписан контракт на модернизацию еще 270
истребителей F-16A/B в Ogden Air Logistics Center в Юте.
Все самолеты были модернизированы до
стандарта Block 15OCU.
Истребители ПВО Lockheed (General Dynamics) F-16A ADF (Air Defense
Fighter) Block 15 считаются устаревшими, и им на смену пришли более совершенные
модификации F-16. Последний самолет F-16A снят с вооружения авиации Национальной
гвардии (ANG) в июне 2007 года.
В октябре 1986 года ВВС США анонсировали план конверсии 270 (позже количество
были уменьшено до 241:217 F-16A и 24 F-16B) самолетов F-16A/B Block 15 Fighting
Falcon до уровня ADF. В годы холодной войны был разработан план, согласно
которому в систему ПВО Северной Америки (NORAD) вошли 14 эскадрилий авиации
Национальной гвардии, задачей которой являлась защита от бомбардировщиков и
крылатых ракет. На момент разработки самолета F-16 не предполагалось
использовать его в качестве перехватчика. И ни одно американское подразделение
не имело на вооружении самолеты F-16, способные использовать УР "воздух-воздух"
с радиолокационными головками самонаведения или выполнять дальние перехваты
воздушных целей.
Доработка в вариант ADF касалась, прежде всего, модернизации радиолокатора AN/APG-66
в части обнаружения целей с малой отражающей поверхностью и обеспечения
подсветки целей для наведения на них ракет AIM-7 Sparrow.
Самолеты ADF имеют ряд внешних отличий, самыми заметными из которых являются
длинный и тонкий обтекатель в основании киля (только на F-16A) и два комплекта
антенн системы "свой- чужой" на нижней поверхности воздухозаборника двигателя.
Обтекатель на вертикальном оперении появился вследствие переноса антенны СВЧ
радиостанции Bendix-King AN/ARC-200 на носок киля, а в основании киля разместили
два аккумулятора системы управления полетом, которые и закрывают
выступы-обтекатели. В ходе модернизации на самолеты установили ночной
идентификационный огонь в левой передней части фюзеляжа, доработанную систему "свой-чужой",
улучшенную аппаратуру РЭБ, предусмотрели возможность установки приемника
спутниковой навигационной системы GPS и использования УР "воздух-воздух" AIM-120
AMRAAM. Истребитель F-16 ADF способен нести до шести ракет AIM-7 Sparrow или
AIM-9 Sidewinder, на нем сохранена установленная на F-16A встроенная 20-мм пушка
М61А1. Первый успешный пуск ракеты AIM-7 с самолета F-16 ADF был выполнен в
феврале 1989 года.
Модернизация F-16 в вариант ADF началась в 1992 году на авиабазе Хилл, штат Юта,
с использованием конверсионных наборов, изготовленных фирмой "General Dynamics".
Испытания самолета ADF поначалу проводились на авиабазе Эдварде, а потом были
продолжены на базе 57-го истребительного авиакрыла Неллис, штат Невада. Первый
модернизированный самолет был передан на вооружение 114-й эскадрильи авиации
Национальной гвардии штата Орегон, в которой велось переучивание летчиков. В
дальнейшем самолетами F-16 ADF перевооружили следующие эскадрильи авиации
национальной гвардии: 194-ю (Калифорния), 159-ю (Флорида), 169-ю (Иллинойс),
171-ю (Миссури), 179-ю (Миннесота), 186-ю и 178-ю (Северная Дакота), 119-ю
(Нью-Джерси), 136-ю (Нью-Йорк), 198-ю и 11-ю (Техас) и 134-ю (Вермонт).
Политические изменения в СССР вызвали в США резкое снижение военных расходов.
Истребители F-16 ADF начали снимать с вооружения. Часть самолетов была
выставлена на продажу как "простая и дешевая" альтернатива "сложным и дорогим"
самолетам F/A-18 Hornet и МиГ-29. Многие выставленные на продажу ADF успели
налетать совсем немного, и их стоимость была совсем небольшой.
Принято считать, что первым покупателем ADF стала Португалия, однако она
получила самолеты F-16A/B Block 15 OCU, не имевшие характерных для ADF антенн
системы "свой-чужой".
Реально первым зарубежным государством, закупившим F-16 ADF, стала Иордания,
получившая в 1997 году 12 самолетов варианта "А" и четыре двухместных "В" в
рамках программы "Peace Falcon II". Данная программа предусматривала доработку
истребителей Block 15 OCU перед поставкой до уровня ADF. В 2003 году в рамках
все той же программы ВВС Иордании получила еще 17 F-16A/B ADF, ранее состоявших
на вооружении Национальной гвардии США.
В том же году 15 самолетов F-16A ADF и один F-16B в рамках программы "Peace
Naresuan IV" получил Таиланд. Наконец, в 2003-2004 годах 26 машин F-16A и четыре
F-16B на пятилетний срок (с возможностью продления до 10 лет) взяли в лизинг ВВС
Италии, эта программа получила название "Peace Caesar".
Одноместный истребитель ADF имеет три внешних отличительных признака: фара по
левому борту в носовой части фюзеляжа; антенны системы "свой-чужой" Mk XII перед
козырьком фонаря кабины и на нижней поверхности воздухозаборника двигателя;
обтекатели в корне киля.
Самолеты ADF окрашивались по стандартной схеме ВВС США в два оттенка серого
цвета. На большинстве самолетов авиации Национальной гвардии на кили нанесены
многоцветные полосы.
Построенный как F-16А-15K-CF, этот самолет 28 июля 1983 года поступил на
вооружение 388-го тактического истребительного авиакрыла, которое
дислоцировалось на авиабазе Хилл, штат Юта. Когда 388-е крыло перевооружили
истребителями F-16C, самолет №82-0926 решили доработать до уровня ADF. 29 марта
1990 года модернизированная машина поступила на вооружение 178-й истребительной
эскадрильи.
В ходе модернизации в вариант ADF у некоторых самолетов на левом борту в носовой
части фюзеляжа смонтировали фару для подсветки других самолетов в темное время
суток с целью визуального опознавания.
На килях истребителей F-16А ADF 178-й эскадрильи был изображен портрет
президента Теодора Рузвельта в память о его службе в 1-м добровольческом
кавалерийском полку Западной Дакоты в период испано-американской войны 1898
года.
Гвардейцы Северной Дакоты с гордостью несут это прозвище, заслуженное в
ежегодных учениях. Когда было принято решение об отмене многоцветной маркировки
на самолетах тактического авиационного командования, штат Северная Дакота это
решение проигнорировал, что позволило истребителям с базы Фарго сохранить на
килях цветные полосы.
В рамках модернизации в вариант ADF бортовое оборудование самолета прошло
доработку для обеспечения перехвата воздушных целей. На одноместных истребителях
установили радиостанцию дальней связи Bendix/King ARC-200 HF/SSB, предусмотрели
возможность установки приемника спутниковой навигационной системы Navstar,
смонтировали интерфейс УР AIM-120 AMRAAM и новую систему "свой-чужой" Teledyne/E-Systems
Mk XII.
Ключевым требованием к самолету ADF являлась возможность применения УР
"воздух-воздух" средней дальности с полуактивными радиолокационными головками
самонаведения. Под использование таких работ пришлось доработать радиолокатор AN/APG-66.
Штатно ракеты AIM-7F/M подвешиваются на 3-й и 7-й пилоны; подвеска УР AMRAAM
возможна на 1 -м, 2-м, 3-м, 7-м, 8-м и 9-м пилонах вместо комбинации ракет
AIM-7/ AIM-9, однако данный вариант вооружения не применялся на практике.