Прототип самолетов семейства F-16 "Фалкон", опытно-демонстрационный YF-16, впервые поднялся в воздух 2 февраля 1974 г., а в марте 2000 г. был построен 4000-й истребитель этого типа. Программа производства "Фалкона", самого массового в мире истребителя четвертого поколения, как своеобразное "переходящее красное знамя", долгие годы являлась основной кормушкой фирм Дженерал Дайнэмикс, Локхид и Локхид Мартин.
Несмотря на свой солидный возраст, F-16 продолжает динамично совершенствоваться, оставаясь в "обойме" лучших истребителей мира. Созданный как относительно простой дневной истребитель завоевания господства в воздухе (несколько запоздалый американский ответ на МиГ-21), он со временем трансформировался во всепогодный многоцелевой авиационный комплекс, способный решать ударные задачи. Хотя самолет F-16C/D и не может сравниться с перспективным
многофункциональным истребителем пятого поколения Локхид Мартин F-35 по такому важному критерию, как радиолокационная заметность, он вполне сопоставим с лучшими американскими и зарубежными аналогами по основным летным характеристикам и техническому уровню бортовых систем, оставаясь при этом наиболее дешевым из серийных истребителей четвертого поколения.
Очевидно, что даже после поступления в 2010-е годы на мировой авиационный рынок истребителей F-35, самолет F-16 будет пользоваться спросом. По словам вице-президента фирмы Локхид Мартин Р.Трике (Robert Trice), F-16 сохранит твердые позиции на мировом авиационном рынке, так как "конструкция его планера не стареет".
Последней модификацией самолета, ориентированной преимущественно на экспорт, является многофункциональный истребитель
F-16E/E Block 60 (ранее носивший название "Viper" 2100). Он предназначен, в первую очередь, для нанесения ударов высокоточным оружием
по наземным целям вне зависимости от времени суток и погоды, в условиях жесткого противодействия со стороны ПВО противника. F-16E/F Block 60 -
дальнейшее развитие "ночного" многоцелевого истребителя F-16C Block 40, созданного в 1988 г. и оснащенного навигационно-прицельной контейнерной системой LANTIRN, а также широкоугольным индикатором на лобовом стекле (ИЛС) с голографической оптикой.
Самолет разработан под требования ВВС Объединенных Арабских Эмиратов, предусматривающие создание многоцелевого боевого самолета с расширенными ударными возможностями. F-16E/F Block 60 способен решать ударные задачи при увеличенном радиусе действия в любое время суток, в том числе и в сложных погодных условиях. По сравнению с исходной машиной (F-16C/D Block 40) самолет оснащен новыми авионикой, средствами РЭБ, системой автоматизированного управления, информационно-управляющим полем кабины, бортовым информационным комплексом, силовой установкой, а также системами материально-технического обеспечения, подготовки и поддержания профессиональных навыков персонала.
F-16E/F Block 60 (точнее, его проект) одержал победу в достаточно напряженном и "драматическом" конкурсе, состоявшемся в ОАЭ в мае 1998 г., над истребителями Дассо Авиасьон "Рафаль" и Еврофайтер F.F2000 "Тайфун". Трудно сказать, что побудило арабов выбрать именно этот самолет, не способный в полной мере удовлетворить требованиям их ВВС к многофункциональному истребителю. Возможно, сказалась относительно низкая (по сравнению с европейскими конкурентами) стоимость, но наиболее вероятной "определяющей победы" стало жесткое лоббирование "сделки века"
по линии госдепартамента США.
Переговоры о заключении контракта на продажу самолета F-16E/F Block 60 продолжались до марта 2000 г. В июне того же года было подписано официальное соглашение, предусматривающее поставку ВВС ОАЭ
80 истребителей F-16E/F Block 60 (55 в одноместном и 25 - в двухместном вариантах). Контракт с Соединенными Штатами (общая стоимость которого составляет 6,43 млрд. долл.) предполагает поставку как самих самолетов, так и подготовку летного и наземного персонала ВВС ОАЭ.
Предполагается, что первый полет F-16E Block 60 (в варианте "стандарт О", соответствующем требованиям к летно-демонстрационному самолету) состоится в конце 2003 г. В конце 2004 г. должны начаться испытания самолета в варианте "стандарт 1", обеспечивающем минимальные возможности решения боевых задач. На конец 2004 г. запланировано начало испытаний F-16C/D "стандарта 2", а в первом квартале 2006 г. на испытания должен выйти самолет в варианте F-16C/D "стандарт 3", полностью соответствующем требованиям заказчика. Поставки серийных истребителей ВВС ОАЭ предполагается начать в 2005 и завершить в середине 2007 г. (вероятно, доводка самолетов F-16C/D "стандарта 2" до уровня "стандарта 3" будет осуществлена уже в ОАЭ).
Модернизированный самолет F-16E/F Block 60 имеет увеличенную с 21770 (F-16C Block 50) до 23130 кг максимальную взлетную массу. Масса пустого самолета возросла с 8700 до 9300 кг. при сохранении прежней площади крыла, что не могло не отразиться (разумеется, в отрицательную сторону) на маневренных характеристиках машины. Однако удел
F-16E/F Block 60 - не ближний маневренный воздушный бой. По утверждению представителей фирмы, новый истребитель имеет в два раза лучший показатель по критерию "дальность/боевая нагрузка", чем самолеты F-16 Block 40 и 50. Это обусловлено, в частности, применением конформных топливных баков, позволивших при выполнении ряда боевых задач отказаться от использования подвесных топливных баков.
На теме конформных (накладных) баков следует остановиться особо. Два таких бака, установленных по бокам верхней части фюзеляжа, являются основным внешним элементов, отличающим "Десерт Фалкон" от машин прежних модификаций.
Накладные топливные баки для истребителя F-16 были созданы фирмой Локхид еще в 1994 г. Первоначально они предназначались для установки на истребителях F-16, предлагавшихся ВВС Израиля. Однако израильтяне предпочли тогда самолет Боинг (Макдонелл Дуглас) F-15I "Игл" (вариант F-15E). Наработки по бакам были востребованы лишь через несколько лет, когда ВВС Объединенных Арабских Эмиратов потребовался новый ударный самолет, способный решать оперативные задачи на ТВД, что, в свою очередь, предполагало боевой радиус действия около 1500 км.
Баки, испытанные в полете в 1999 г., несколько отличаются от варианта, предлагавшегося израильтянам. Они легче, лучше согласуются с аэродинамикой самолета, обладают меньшей радиолокационной заметностью, более технологичны в изготовлении и быстрее монтируются на самолет.
В результате максимальная суммарная масса топлива одноместного самолета F-16C Block 60 составила 9070 кг: 3080 кг в фюзеляжных и крыльевых баках, 1360 кг - в конформных баках, 3700 кг в двух подкрыльевых подвесных топливных баках (ПТБ) и 930 кг в центральном подфюзеляжном ПТБ. Это на 85% больше, чем у самолетов F-16 предыдущих модификаций. В результате
F-16E/F Block 60 может доставлять на ту же дальность в два раза большую боевую нагрузку, чем его предшественники.
Конформные топливные баки, изготовленные из алюминиевых сплавов, выполнены легкосъемными. После их демонтажа самолет F-16E/F Block 60 сохраняет все характеристики истребителей типа F-16C/B Block 50 (в частности - способность маневрировать с девятикратной перегрузкой).
Однако основной "изюминкой" модернизированной машины являются не дополнительные топливные баки, а принципиально новая авионика, соответствующая, по оценкам специалистов, уровню авионики самолетов пятого поколения. В состав БРЭО модернизированного истребителя включена БРЛС Нортроп Грумман AN/APG-80 с активной фазированной антенной решеткой (АФАР или, в соответствии с англоязычной аббревиатурой, AESA), способная работать как по воздушным, так и по наземным целям. Станция обеспечивает также возможность маловысотного полета в режиме автоматического следования рельефу местности.
По сравнению с БРЛС AN/APG-68 (V) 7, установленной на самолете F-16C/D Block 50, новая станция имеет более чем вдвое большую дальность обнаружения и захвата воздушных целей, а также обеспечивает "чрезвычайно высокое" разрешение в режиме синтезирования апертуры. Многофункциональная радиолокационная станция AN/APG-80 способна обнаруживать
воздушную цель типа "истребитель" на дальности до 130...150 км (для сравнения, БРЛС AN/APG-68, установленная на F-16C Block 50/52, может обнаруживать аналогичную цель на дальности лишь 60 км).
Для снижения радиолокационной заметности при визировании самолета наземными РЛС антенная решетка должна быть установлена под углом к вертикальной плоскости, с зеркалом, ориентированным вверх. Станции аналогичного типа, отличающиеся лишь размерами АФАР, предполагается установить также на самолетах F/A-18E/F (в ходе их модернизации) и на JSF. Подобная АФАР, не имеющая к настоящему времени мировых аналогов (на самолетах МиГ-31, Су-30МК и "Рафаль" установлены менее совершенные БРЛС с ФАР пассивного типа), применена и в радаре Нортроп Грумман/Рейтеон AN/APG-77 истребителя Локхид Мартин F-22A. Уровень разрешения БРЛС (1x1 м на удалении нескольких десятков км) обеспечивает возможность поиска малоразмерных наземных целей и целеуказания авиационным корректируемым авиабомбам типа JDAM с инерциально-спутниковым наведением. Летные испытания БРЛС AN/APG-80 на самолете-летающей лаборатории начались в 1999 г. Использование АФАР потребовало существенного повышения мощности системы кондиционирования и охлаждения. В результате истребитель получил двухканальную систему управления жидкостным охлаждением приемно-передающих модулей БРЛС. Применение АФАР обусловило и отказ от установки ПВД на радиопрозрачном носовом обтекателе антенны.
Оптоэлектронный комплекс ITTS (Internal FLIR Targeting System) размещен в двух модулях (одном встроенном и другом контейнером). Широкоугольный гиростабилизированный тепловизионный датчик, служащий для навигации и поиска наземных целей, расположен в верхнем модуле в носовой части фюзеляжа перед козырьком фонаря кабины (по типу КОЛС МиГ-29 и Су-27). Он имеет две степени увеличения изображения (2х и 9х).
Прицельный датчик AN/AAQ-32 IFITS (диаметр оптической системы -280 мм), сопряженный с тепловизионным блоком, в котором применен тепловизор третьего поколения, размещен в подвесном контейнере под левой "губой" воздухозаборника. Оба датчика работают в средневолновом ИК-ди-апазоне. Видеоинформация от них может выводиться как на ИЛС, так и на нашлемный прицел-индикатор. По утверждению представителей фирмы Локхид Мартин, новый комплекс ИК-дат-чиков имеет по сравнению с системой LANT1RN (примененной на самолете F-16C/D Block 40) меньшее аэродинамическое сопротивление и позволяет истребителю маневрировать с перегрузками до 9 единиц, что недоступно самолетам, оснащенным
LANTIRNoм.
Самолет планируется оснастить полностью новым оборонительным комплексом радиоэлектронного противодействия SPS (Self-Protection Suite), включающим встроенную аппаратуру постановки активных помех, а также пассивную систему радиолокационной разведки, позволяющую не только фиксировать и классифицировать угрозы, но и определять с достаточно высокой точностью направление на РЛС противника, а также дальность до нее.
В ноябре 2000 г. ВВС ОАЭ выбрали фирму Нортроп Грумман в качестве поставщика для самолета F-16E/F Block 60 комплекса радиоэлектронного противодействия. Встроенное оборудование РЭБ обеспечивает как "традиционное" оповещение о подлете ракет противника, так и ведение радиоэлектронной разведки, определение типов РЛС противника, а также выдачу целеуказания противорадиолокационным ракетам типа AGM-88 HARM.
По утверждению представителей фирмы Локхид Мартин, комплекс РЭБ способен отслеживать "все возможные угрозы" для самолета. В его состав входят центральный цифровой процессор, встроенные средства постановки активных помех, а также буксируемая ложная цель, связанная с самолетом-носителем оптиковолоконным кабелем. Кроме того, истребитель несет 14 блоков с ИК-ловушками, размещенных на фюзеляже, а также подкрыльевых пилонах.
Информационно-управляющее поле кабины летчика (летчиков) "Десерт Фалкона", соответствующее уровню пятого поколения, выполнено с использованием трех жидкокристаллических цветных многофункциональных индикаторов форматом 125x175 мм. Дисплеи обеспечивают возможность микширования изображения. На них может выводиться цифровая подвижная карта местности с нанесенной на ее фоне тактической обстановкой или информацией от БРЛС, работающей в режиме синтезирования апертуры с высоким разрешением. Система следования рельефу местности сопрягается с цифровой геоинформационной системой и системой предупреждения о столкновении с Землей и обеспечивающей безопасное маневрирование на малых высотах.
Другими элементами информационно-управляющего поля кабины истребителя являются широкоугольный индикатор на лобовом стекле (ИЛС), а также новый многофункциональный пульт управления, расположенный непосредственно под ИЛС. Кабинная индикация совместима с очками ночного видения.
Задняя кабина двухместного самолета F-16F Block 60 практически полностью аналогична передней кабине истребителя.
Самолет оснащен новой полностью цифровой четырехканальной ЭДСУ (на самолете F-16C/D Block 40 используется аналого-цифровая ЭДСУ).
Благодаря открытой архитектуре "борта" истребитель сможет использовать практически все высокоточные тактические авиационные средства поражения западного производства. В
частности, он может нести оперативно-тактические малозаметные крылатые ракеты AGM-158 JASSM, УР воздух-поверхность AGM-65 "Мейврик" и AGM-88
HARM, управляемые планирующие авиабомбы
AGM-145 JSOW, КАБ JDAM и "Paveway" II/III, ракеты класса воздух-воздух средней дальности AIM-120, УР ближнего боя AIM-9M, AIM-9X и "Piton", а также другое как существующее, так и перспективное вооружение американского, европейского и израильского производства.
Принципиально новая система обучения наземного персонала и технического обслуживания самолета F-16E/F Block 60 предусматривает использование мини-компьютеров (типа "лэптоп"), а также компьютерных систем тестирования авионики и силовой установки. Применена и новая автоматизированная система подготовки полетного задания, выполненная на базе PC-совместимого компьютера.
Поддержание заданных летных характеристик при возросшей полетной массе самолета F-16E/F Block 60 предполагается обеспечить за счет установки более мощных вариантов двигателей Пратт Уитни F100-PW-229 или Дженерал Электрик F110-GE-129 с тягой порядка 14500 кгс. В перспективе на самолете
F-16E/F Block 60 может найти применение и усовершенствованный двигатель, исследующийся в рамках программы F110-GE-129EFE (Enhanced Fighter Engine - усовершенствованный двигатель для истребителя) фирмой Дженерал Электрик. Он должен обладать тягой порядка 15400 кгс с возможностью ее дальнейшего форсирования до 16300 кгс.
В результате внедренных усовершенствований модернизированный самолет F-16 приобретает новые возможности, вплотную приближающие его к перспективным истребителям пятого поколения и обеспечивающие ряд преимуществ перед такими самолетами поколения "4+", как "Рафаль", EF2000 "Тайфун" или МиГ-29СМТ.
Как писалось выше, первым покупателем "Десерт Фалконна" станут Объединенные Арабские Эмираты. ВВС этой страны, заинтересованные в "региональном стратегическом самолете", способном "достать" столицы ближайших соседей, получат новые истребители в 2005-2007 гг.
Правительство Израиля рассматривает возможность закупки 60 двухместных самолетов типа "усовершенствованный F-16I", близких истребителю F-16F Block 60. Заинтересованность в новом самолете проявляет также Норвегия. Предполагается, что отдельные элементы
F-16E/F Block 60 могут быть внедрены и на американских истребителях F-16C/D в ходе очередного этапа их модернизации.
В 2003 году состоялась первая выкатка самолета. 6 декабря 2003 г. в американском городе Форт Ворс, шт. Техас с аэродрома компании Lockheed Martin поднялся в воздух новейший многофункциональный истребитель F-16F Fighting Falcon. Эта
двухместная машина стала первой, относящейся к очередной модификации «Сражающегося сокола» - Block 60/62, и одновременно первой из 80 самолетов этого типа, заказанных правительством Объединенных
Арабских Эмиратов. Самолет пилотировал летчик-испытатель Стив Бэртер (Steve Barter), который за 50 минут полета успел проверить его управляемость и работу основных элементов бортового оборудования.
При этом скорость не превышала 530 км/ч, высота - 5000 м и перегрузка - 3g.
Возможно, самое интересное в этом - что упомянутое событие произошло почти точно через 30 лет со дня первого полета YF-16, состоявшегося 2 февраля 1974 г. То есть, спустя
более четверти века после создания базового варианта самолета разработана его очередная модификация, представляющая собой один из самых конкурентоспособных истребителей наших дней! Но для этого
сотрудникам «Локхид Мартин» пришлось попотеть - они постарались объединить в одном самолете достоинства чуть не всех предыдущих версий «Сокола», в т.ч. экспериментальных. В
результате машины Block 60/62 представляют собой самое серьезное обновление «Сражающегося сокола» за последние 20 лет. Они оборудованы надкрыльевыми топливными баками вместимостью по 1430 кг керосина,
что гарантирует боевой радиус более 1600 км. На F-16F и его одноместном варианте F-16E применено новое информационно-управляющее поле кабины пилота с тремя цветными дисплеями (13x18 см), аналогичное
истребителю 5-го поколения F-22A. В носу самолета установлен новый радар APG-80 с фазированной антенной решеткой, интегрированный с инфракрасной системой целеуказания FLIR. Другими отличительными
чертами истребителей Block 60/62 являются новый комплекс радиоэлектронной борьбы, улучшенные бортовые компьютеры и усовершенствованное матобеспечение. Самолеты для ОАЭ будут
оснащены двигателями General Electric F110-GE-132 тягой 13000 кгс. Что касается конструкции планера, то на машинах Block 60/62 она получила изменения впервые с 1984 г., когда в серийное производство
был запущен F-16C/D Block 25.
F-16E/F, разработанный по заказу ОАЭ, получил название Desert Falcon («Сокол пустыни»). Первый самолет этого типа будет поставлен заказчику в апреле текущего года. Кстати, это почти на 2 года позже
первоначально объявленных сроков. Чтобы загладить свою вину, корпорация Lockheed Martin совместно с Korea Aerospace Industries «вдогонку» за F-16E/F предложила Эмиратам специальный вариант
учебно-боевого самолета Т-50 Golden Eagle. Оборудование его кабины повторяет Block 60/62, многие бортовые системы их идентичны, моделируются основные режимы работы РЛС.
В настоящее время более 4000 экземпляров F-16 различных модификаций состоят на вооружении 24 государств. Серийное производство истребителей семейства будет продолжаться, как минимум, до 2010г.
- до полномасштабного выхода на рынок самолетов JSF.