F-5 дважды выигрывал конкурс на перспективный истребитель для союзников, так почему бы не попробовать в третий раз? Третьей попыткой стал
F-5G (обозначение изменено на F-20 "Тайгершарк"). Официально программа создания этого самолета
стартовала в январе 1980-го как ответ на спецификацию ВВС США "Промежуточный экспортный истребитель", но разрабатывался под требования наиболее вероятного заказчика - Тайваня.
Националистическому Китаю требовалась машина, оснащенная ТРД F404 и способная применять УР класса "воздух-воздух" средней дальности
AIM-7 "Спэрроу".
ИВследствие установки на самолёте
одного нового двигателя типа F 404 вместо ранее устанавливаемых рядом друг с
другом двух двигателей типа J 85 хвостовая часть F-5G стала скруглённой и
значительно более узкой. Средняя часть фюзеляжа из-за установки дополнительной
вставки сразу за кабиной пилота длиной 125 мм и вследствие иного варианта
установки оборудования и топливных баков стала более удобной для доступа к
радиоэлектронному оборудованию, располагавшемуся в хвостовой части фюзеляжа.
Оба расположенных по бокам фюзеляжа F-5G воздухозаборника остались, но
располагаются они ближе к носовой части самолёта и на несколько большем
расстоянии от корпуса. Шасси по сравнению с F-5E было усилено. Для снижения веса
хвостовая часть и хвостовое оперение были выполнены из углепластика. Внешняя
обшивка консолей крыла F-5G была усилена в целях обеспечения возможности
выполнять маневры с перегрузкой до 9 g. Передние кромки крыла в районе
расположения корневой части крыла были продолжены вперёд для увеличения
подъёмной силы.
Одним из самых важных
изменений, касающихся носа корпуса, стала его форма, напоминающая нос
акулы и запатентованная концерном несколько ранее. У ранних версий F-5
имела место недостаточная устойчивость в процессе полёта на высоких
углах атаки. Новая носовая часть самолёта должна была устранять ранее
имевшую место опасную тенденцию, когда в воздушном бою F-5 в различных
фазах полёта не слушался рулей и пилот не мог контролировать полёт
самолёта.
Инженеры концерна Northrop
Хидли (Headley), Скоу (Skow) и Тиритага (Tiritaga) нашли способ решить
проблему неустойчивости полёта за счет установки на самолёте более
плоской, чем ранее носовой части. Форма новой носовой части, если
смотреть в направлении полёта, из примерно круглого сечения фюзеляжа на
уровне передней кромки кабины пилота, постепенно становилась более
плоской, подобной овалу. Такое изменение формы носовой части стало
причиной возникновения незначительной турбулентности у передней
оконечности носовой части. Передняя оконечность носовой части была
установлена таким образом, что при нормальных углах атаки турбулентность
не возникала. При больших углах атаки и при превышении этих углов
турбулентность возникала, но её можно было контролировать. Возникающий
турбулентный след был стабильным, и концерн Northrop, таким образом,
получил возможность отказаться от необходимого в подобных случаях
увеличения размеров хвостового оперения. Новая форма носовой части была
уже и у некоторых поставленных Таиланду самолётов F-5E. В концерне
Northrop такую форму носовой части назвали «акулий нос» ("shark nose").
Аналогичная акулообразная
форма носовой части, конечно, могла быть создана и с иной целью. Так Д.
М. Рао (D. M. Rao) в своей работе показал возможность демпфирования
возникающих боковых нагрузок на заострённую носовую часть самолёта при
превышении допустимых углов атаки. Аналогичное действие нагрузок при
сечении носовой части близкой к круглой можно было бы получить при
помощи наплывов, выполненных на носовой части. На F-5G можно было
отказаться от носовой части с круглым поперечным сечением и получить,
таким образом, более лёгкий нос, который к тому же был бы проще и
дешевле при изготовлении.
Коренной переделке подверглась система управления самолетом. F-20, как стал называться F-5G
с конца 1982-го, претендовал на занятие места в ряду истребителей четвертого поколения, а его основным конкурентом на внешнем рынке считался
F-16. На F-20 снизили запас устойчивости в канале тангажа и применили электродистанционную систему управления
по тангажу.
Улучшению боевой эффективности истребителя способствовала установка многофункциональной РЛС APG-67(V) с дальностью обнаружения
воздушных целей в верхней полусфере до 70 км (позволяет отслеживать одновременно до 50 крупных воздушных целей на расстоянии 78 морских миль и
обнаруживать морские цели на расстоянии 80 миль). Замене подверглось практически все электронное и приборное оборудование, состав которого стал отвечать требованиям, предъявляемым к
истребителям 4-го поколения.
F-20 был универсальным истребителем, который успешно
мог использовать широкий диапазон оружия: УР
"воздух-воздух" AIM-7F, AIM -9 Sidewinder, УР
"воздух-земля" AGM-65 Maveric, универсальный
подвесной контейнер с 30-мм пушкой; ПУ 70-мм НУР и 500
фунтовые бомбы Mk. 82. Автоматизированная
интегрированная цифровая система управления
оружия Тигершарка давала возможность
использования ряда зарубежных современных и
перспективных видов авиационного оружия без
сильных изменений в системе. Предпологалось
использование УР "воздух-воздух" Skyflash и
MARTA 550, УР "воздух-земля" CRV-7, BAP-100, Durandel, TABO,
и ПКР Пингвин и Exocet.
30-го августа 1982 года F-20 выполнил первый полет. Всего было построено три прототипа. Но на сей раз в качестве "международного" американцы
стали продвигать на рынок более молодой и имеющий большие модернизационные резервы на перспективу F-16. Свою роль сыграли и две
катастрофы F-20. В октябре 1984-го на авиабазе Сувон в Южной Корее во время демонстрационного полета разбился летчик-испытатель Дарелл
Корнелл, а в мае следующего года на канадской авиабазе Гуз-Бэй погиб летчик-испытатель Дэвид Барнис. Предположительно, что обе катастрофы произошли из-за потери сознания пилотов во
время маневрирования с большими перегрузками.
Окончательно программу F-20 аннулировали в ноябре 1986-го. Как сказано в пресс-релизе фирмы "Нортроп" "...нет необходимости в
дальнейших инвестициях в программу разработки F-20." Четвертый опытный самолет так и не был достроен.
Менеджеры фирмы попытались продать документацию на самолет и технологическую оснастку Тайваню, однако эту сделку пресек Госдепартамент США, не желавший портить отношения с
континентальным Китаем. Тем не менее, тайваньский "Цзинь Гуо" явно испытал влияние "Тайгершарка".