F-26 Stalma - многоцелевой истребитель пятого поколения разработанный американской фирмой Stavatti Tactical Air Warfare Systems для замены тактических истребителей F-16 Falcon, состоящих на вооружение стран
НАТО. STALMA означает Short Takeoff Advanced Light Multi-role Aircraft (передовой многоцелевой лёгкий самолёт с коротким взлётом).
Это одноместный однодвигательный интегральный триплан с изменяющейся стреловидностью крыла (угол стреловидности крыла изменяется от 5° до 70°, отличной маневренностью и низкой заметностью для систем
РЛС. Ввод в строй самолета намечается после окончания Программы Демонстрации и Проверки (Demonstration and Validation (DEM/VAL) program) в 2004 года. Самолёт похож по схеме на спортивный SLEEK и
больше, пожалуй, ни на кого.
Самолет при одинаковой с F-117 Nighthawk вооруженности и защищенности стоит значительно меньше, 24-29млн. долларов США. А его маневренность и способность выполнения задач проникновения и завоевания
превосходства в воздухе выше чем у F-16. Самолёт имеет также очень высокую весовую отдачу - 68%.
Проектирование самолёта началось в августе 1994г, схема окончательно определилась в 1997г. Разработка ведется при помощи CAD-системы CATYA и программ моделирования. Компания планирует выкатить первый
YF-26 в 2003г, второй - в 2004г, вслед за чем построить от 9 до 15 предсерийных самолётов. Полный цикл испытаний рассчитан на 5000ч полёта, но уже через 2500ч планируется начать серийное производство.
Первые серийные машины могут быть поставлены в 2006г.
Перспективы заказов не ясны, но Stavatti планирует продавать самолёт именно странам НАТО, и уже заявил, что ни при каких условиях не будет поставлять свои самолёты в Россию, Китай и ряд других стран.
Так что в своём родном небе мы в ближайшем будущем ничего настолько уродливого не увидим.
Техническое описание
Среднеплан с крылом изменяемой стреловидности. Угол выбирается автоматически, но есть и ручное управление. Профиль крыла - модифицированный NACA 66-415. Каркас состоит из 2 титановых лонжеронов и
одного лонжерона из кобальто-хромо-никелевой стали, 15 титановых нервюр и большого числа графито-титановых стрингеров. Каркас обшит сотовым наполнителем из титана, обшивка - графитоэпоксидные
композиты. Крыло образует интегральный титановый топливный бак. Передняя и задняя кромки - графитокомпозиты, арамидокомпозиты и титан. По всей передней кромке идут предкрылки, на задней кромке -
двухщелевые закрылки Фаулера. Закрылки и предкрылки выдвигаются при помощи гидроцилиндров компании Bertea/National Water Lift. На дозвуковой скорости используются элероны, для непосредственного
управления подъёмной силой - спойлеры в средней части крыла. На каждом крыле установлены 4 узла подвески вооружения: два из них рассчитаны на 2270кг, а ещё два - на 1360кг. Пилоны поворачиваются при
изменении стреловидности крыла, однако, при полной загрузке угол стреловидности ограничивается 35°. (При полёте с углом стреловидности 70° можно подвешивать оружие только на три внешних пилона под
каждым крылом).
Фюзеляж - полумонокок, состоит из трех секций. Основу составляет пространственная ферма из сплавов и каркас из графитоэпоксидов, обшивка из арамидовых композитов не несущая.
Оперение V-образное (угол наклона 55°). В основании плоскостей оперения сделаны огромные вырезы для того, чтобы там помещалась консоль при максимальной стреловидности. На чём оперение держится (там же
большой крутящий момент) - непонятно. Как взаимодействует "задвинутая" консоль крыла с оперением и с щелями между ними - тоже непонятно.
Угол стреловидности оперения по передней кромке 52°. Нижняя часть оперения неподвижна, верхняя цельноповоротная и обеспечивает управление по всем трём осям, в том числе по крену при полетах на
сверхзвуке (при дозвуковых скоростях для этого используются элероны). В подвижной части оперения установлены антенны и станции предупреждения об облучении. Неподвижная часть оперения -
четырехлонжеронная, обшивка графитоэпоксидная, за исключением носка, обшитого сталью. Хвост крепится к титановой ферме, удерживающей и двигатель.
ПГО - цельноповоротное, с обратной стреловидностью. Угол стреловидности по передней кромке -32°, по задней кромке -51°. Профиль ПГО - модифицированный NACA 65A0045. Каркас - три титановых лонжерона и
8 титановых нервюр, обшивка графитоэпоксидная. Консоли отклоняются дифференциально и применяются вместе с хвостовым оперением для управления по тангажу и крену.
Шасси трехстоечное, с носовым колесом, убирается гидравлически. Основные стойки убираются назад, передняя стойка вперёд. Максимальная вертикальная скорость при посадке - 7м/с. Шасси можно выпускать
при скорости не выше 480км/ч.
Самолёт имеет три воздухозаборника. В дозвуковом режиме используется воздухозаборник под фюзеляжем, а для сверхзвукового полёта - два боковых регулируемых воздухозаборника. Они обеспечивают приток
воздуха более чем 150кг/c при скорости полёта до M=2,8.
Установлен один ТРДД Pratt & Whitney F119-PW-100. Топливо хранится в 9 стальных фюзеляжных (7 из них протектировано) и двух титановх крыльевых баков. Общая масса топлива - 8100кг. Есть пенная система
пожаротушения и система заполнения баков инертным газом (азотом, устанавливается по спецзаказу). Заправка централизованная, единая заправочная горловина находится в нижней части фюзеляжа. Слева в носу
смонтировано устройство для дозаправки в полёте.
В кабине установлено катапультное кресло Aces II класса 0-0. Кабина герметичная. Кислородная система Litton, кондиционер AiResearch. Фонарь цельный, каплевидный. Угол обзора вперед вниз - 13°,
вбок-вниз - 40°. Фонарь сдвигается электромотором, но можно это сделать и вручную. Управление - только электродистанционное, счетверённое. На левой консоли сосредоточено управление связью, РЛС,
вооружением, оборонительными системами и навигационные приборы. Справа - управление двигателем, контроль систем, освещение, запасные навигационные системы, системы электрообеспечиная, гидравлики,
антиобледенительные системы, аварийные системы. В центре сосредоточены приборы управления самолётом - цифровые и аналоговые, в том числе три жидкокристаллических многофункциональных дисплея.
Центральный имеет квадратную форму со стороной 20см. Два боковых (слева и справа) - трапецевидные, 4/6 на 8 дюймов. Каждый из дисплеев может отображать информацию и о самолётных системах, и о
тактической обстановке, о навигации, о наличие вооружения и топлива. Обозначения согласованы с протоколом министерства обороны США и НАТО. Кроме дисплеев, используются и круглые аналоговые приборы
диаметром 8см и 5,7см. Среди них: укзазатели воздушной скорости, высоты, вертикальной скорости, ускорения, компас, гирокомпас, тахометр, индикатор угла атаки, термометр выхлопных газов, манометры
масла, гидравлики и топлива, топливомер, термометр масла, указатель скорости расхода топлива, термометр температуры перед турбиной, манометр давления в кабине, часы и дублирующие указатели скорости,
высоты и вертикальной скорости. Справа и слева от ИЛС находятся два жидкокристаллических экрана радара для обзора, соответственно, передней и задней полусферы.
Две независимые гидравлические системы работают под давлением 275атм. Гидравлика используется для изменения угла стреловидности, уборки и выпуска шасси, регулировки воздухозаборника, управления
носовым колесом, колесных тормозов, воздушных тормозов и поверхностей управления. Давление поддерживается двигателем. Это не очень хорошо - при отказе двигателя вскоре откажет и гидравлика, хотя есть
и аккумуляторы давления. Кроме того, вспомогательная силовая установка Allied Signal G250 обеспечивает старт двигателя и ограниченную поддержку электрических и гидравлических систем при неработающим
двигателе. Резервуары с рабочей жидкостью поддавливаются азотом.
Переменный ток вырабатывается одним генератором Sunstrand (90кВт, 400Гц). Электрических шин две: основная и дублирующая, для снабжения только критических систем. Есть аварийный генератор (10кВт), он
работает от гидравлического мотора.
Постоянный ток вырабатывается 28-вольтовым преобразователем. Есть и 4 аккумулятора на 24В. Шин постоянного тока три: основная, дублирующая для критических систем и шина запуска двигателя. Аккумуляторы
используются для снабжения приборов управления и старта двигателя в случае отказа остальных систем. Есть и ветрянка в канале воздухозаборника - на крайний случай. По правому борту самолёта есть
штеккеры для подключения наземных источников постоянного тока.
РЛС и система управления оружием AN/APG-73 разработаны корпорацией Hughes. Могут устанавливаться также радары Westinghouse AN/APG 68ABR или Ericsson PS-05/A. APG-73 имеет фазированную антенную
решётку. Навигация обеспечивается лазерными гироскопами Honeywell H-423 или H-764G или Litton LN-100F,G или LN-94 и встроенной системой глобального позиционирования (GPS). Устанавливаются приёмники
навигационных систем Collins AN/ARN-118 Tacan, Rockwell AN/ARN-112 или ARN/ALN-147 ILS, Collins ADF, Magnavox AN/ARC-164 и/или Collins AN/ARC-210(V) или Collins AN/ARC-186 передатчик РЭБ, система
засекреченной голосовой связи Raytheon KY-58 TSEC, ответчик "свой-чужой" Litton AN/APX-109.
Может подвешиваться контейнер с системой Lockheed Martin LANTIRN , включая навигационную станцию AN/AAQ-13 и станцию наведения AN/AAQ-14. Видеомагнитофон записывает информацию с ИЛС и МФД и всех
связных систем. Черный ящик хранит данные о последних 90мин полёта. Установлена станция РЭБ Integral ALR-67(V)3, станция предупреждения об облучении AAR-58, разбрасыватели ловушек AN/ALE-47 и ALE-55.